Погода в Вологде: +14 °C

Курс ЦБ на 02.06: $ 69.71 77.64

01.04.2020 Культура

В Вологде опубликовали научную статью о пьесе Василия Белова, которая ранее считалась сожженной автором

В Вологде опубликовали научную статью о пьесе Василия Белова, которая ранее считалась сожженной автором

Машинописный вариант никогда не публиковавшейся пьесы «Не спи на закате» был обнаружен прошлым летом. Это значительное событие не только в масштабе региона, но и в масштабе страны.

День везения

«Известно, что написанный от руки текст произведения Василий Иванович предал сожжению на своем рабочем столе в начале 2000-х годов. О том, как это произошло, не раз рассказывала музейным сотрудникам жена писателя Ольга Сергеевна Белова. Однажды, когда она возвращалась домой, встретившиеся ей соседи сообщили, что из открытой форточки в кабинете писателя валит дым. Ольга Сергеевна поспешила и, войдя в кабинет, увидела, что Василий Иванович сидит в кресле и сжигает исписанные листы. Пачка предаваемой огню бумаги была объемистой, а потому на поверхности стола остались значительные по размеру пятна», - так начинается публикация «Сюжет «Грехопадение» в интерпретации В. И. Белова (новонайденная пьеса писателя «Не спи на закате»).

Статья совсем недавно вышла в свежем номере «Вестника ВоГУ». И хотя публикация носит научный характер, читается она легко и не менее увлекательно, чем детективный роман. Ее авторы - заведующий кафедрой литературы ВоГУ, к. ф. н. Сергей Баранов и научный сотрудник Музея-квартиры Белова, к. ф. н Эльвира Трикоз. Кстати, именно Эльвира и обнаружила заветную папку с машинописью:

«Мы в музее впервые (после разбора библиотеки писателя и изучения живописного собрания мемориальной квартиры) принялись за архив - спустя четыре года после создания музея. Это был жаркий июльский день везения, который я провела на полу у шкафа за чтением машинописи и редакторского листа».

Музейщикам при разборе библиотеки Белова уже встречались в его книгах рукописные записки, недописанные рассказы, письма.

«61 лист пьесы в море неразобранных листов - это практически незаметно. Я в тот день четко это уяснила, ведь до этого мы все твердо знали, что текст сожжен - и точка. Радость тогда была несусветная: вот она первая пьеса!», - делится впечатлениями Эльвира.

«Колоннами не приближаются»

Написав «Не спи на закате», Василий Белов не только впервые «примерил» на себя роль драматурга, но и впервые обратился к ярко выраженной религиозной тематике. Действующие лица его драмы: Бог, Адам и Ева, архангелы, сюжет - грехопадение.

«Пьеса сильно отличается от всего, что было написано до и после нее, хотя появление такого произведения, в общем-то, закономерно. У Василия Ивановича была авторская установка - попробовать себя в разных жанрах», - поясняет Сергей Баранов.

По словам Сергея Юрьевича, текст создан на материале, не характерном для Василия Ивановича, да и сама проблематика раскрывает иного писателя Белова, не только и не столько автора деревенской прозы. К слову, сам Василий Иванович не особенно одобрял эти определения «деревенщик» и «деревенская проза».

Почему же классик не опубликовал пьесу? Причин несколько - от прагматичных до философских и личных. Так, в эпоху атеизма в СССР у автора могло быть много сомнений и препятствий к публикации такого произведения.

«Не удивило бы, наверно, если пьеса была написана в конце 1980-х или в 1990-е годы, когда Василий Иванович уже осознанно пришел к Богу, начал восстанавливать храм на родине. Он писал в воспоминаниях тогда: «Долог и труден наш путь к Богу после многих десятилетий марксистского атеизма! Двигаться по этому пути надо хотя бы с друзьями, но колоннами к Богу не приближаются». И становится понятно, что пьеса - часть того трудного пути - и при этом факт свободного творческого осмысления темы. Осмысление не на публику, как и получилось при жизни писателя, а для себя, для друзей: «колоннами… не приближаются», - делится своими размышлениями Эльвира Трикоз.

Впереди у исследователей большая работа. Предстоит и далее изучить сам текст, понять, как и почему 37-летний Василий Белов пришел к написанию нехарактерной для него пьесы и что повлияло на возникновение ее замысла. Осмысление этого произведения важно еще и потому, что Василия Ивановича называют «основоположником деревенской прозы» и говорят даже, что Белов предвосхитил «все», что было, есть и будет в деревенской прозе.

«Буквально «все» - вряд ли, но многое - да, так и есть. Особенно если говорить о значении таких произведений, как «Привычное дело», «Лад», «Плотницкие рассказы», - осторожно поправляет Сергей Юрьевич.

Публиковать?

В подобных историях всегда остро стоит вопрос: публиковать ли то, что сам писатель хотел уничтожить? И как к этому отнесутся наследники, в случае Василия Ивановича в первую очередь его вдова Ольга Сергеевна.

Авторы статьи цитируют ее слова: «Он (Белов - Прим. ред.) отрицательно к ней относился. В 60-е сам выбрал такую тему, радовался, что взялся осмыслять ее. Помню: нравилось ему ее писать. Писал в двухкомнатной квартире на Самойло, в кладовке, как и «Привычное дело»... Писал в Тимонихе. Потом, когда стал верующим, начал задаваться вопросом: зачем Бога сделал главным героем?»…

«Ольга Сергеевна тоже не ожидала, наверное, что текст найдется, тем более в полном объеме. Она, следуя за волей мужа-автора, тоже считала тогда, что текст не следовало публиковать. В те годы Василий Иванович был на пике писательской славы - после публикации «Привычного дела». До публикации в «Вестнике» я по телефону читала Ольге Сергеевне большие куски из статьи. На многие наши формулировки она радостно отвечала, иногда расхваливая меня и Сергея Юрьевича Баранова, которого она очень ценит и уважает как ученого», - говорит Эльвира Трикоз.

Сама Эльвира считает, что пьесу опубликовать стоит: это первый опыт Белова-драматурга в тот период, когда автор считал себя «воинственным атеистом», позже к библейским сюжетам писатель не обращался. Текст помогает понять сами этапы творческого саморазвития писателя, который этой пьесой отступает от тем «деревенской прозы».

В планах руководства музея включить текст в юбилейный сборник произведений Василия Белова, который выйдет в 2022 году. Организационные вопросы публикации решаются, музей держит связь с правообладателями текста.

Наталья Мелехина
Другие новости по теме
09.05.2020 17:48

«Книга Памяти» появилась в библиотеке школы № 3 Вологды

Проект «Школьная Книга Памяти» был подготовлен образовательным учреждением в честь 75-летия Победы. Книга содержит в себе фотографии и биографические данные 109 участников Великой Отечественной войны, чьи потомки сейчас учатся в школе № 3.
08.05.2020 15:56

Вологжан-героев Великой Отечественной войны увековечили в «Книге памяти Вологодской городской Думы»

Проект «Книга памяти» создали депутаты и сотрудники аппарата Вологодской городской Думы. Они представили биографические материалы, документы, истории о войне и награды своих родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
24.04.2020 12:18

Вологодским кружевом заинтересовались специалисты из Германии

Сотрудники Вологодского музея-заповедника подготовили статью о вологодском кружеве для научного сборника ассоциации кружевниц Германии «Ленты кружевные». Книга посвящена кружеву разных стран.
ЖСИ
Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×