Курс ЦБ на 20.09: $ 92.70 € 103.25
27 июля заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры РФ, один из основателей женского баскетбольного клуба «Вологда-Чеваката» Татьяна Карамышева отметила 70-летний юбилей. В канун праздничной даты Татьяна Николаевна рассказала «Вологда.РФ» о том, как пришла в баскетбол и стала тренером, о своих самых первых шагах в мир большого спорта.
Драмкружок, кружок по фото…
- В детстве мне всё нравилось. Сначала меня отобрали в балет, и маме пришлось водить дочь. Она работала на фабрике с 7 утра, на керосинке готовила еду, стирала без стиральной машины, сушила белье на улице, гладила. Водить меня, когда у нас в то время еще было трое детей (наш младший брат, к сожалению, умер в возрасте до года), было практически нереально. Она поводила меня год и сказала, что больше не будет. А я маленькая была, ездить нужно было в центр, по сугробам. Всё остановилось.
И вдруг в 14-ю начальную школу к нам приходит студентка. Она стала у нас вести танцы, занималась с нами целых два года. Мне это помогло в точности движений, в пластике. Ведь баскетбол — это пластика. Когда ты бросаешь мяч, кисть должна быть предельно расслаблена.
Мне нравились танцы. Но студентка окончила институт и ушла. Поэтому я куда только не ходила: в Клуб интернациональной дружбы, пела в хоре, пробовала легкую атлетику, потом серьезно занялась гимнастикой. Но из начальной школы я перешла в 10-ю школу, и там произошла встреча с учителем физкультуры Генрихом Михайловичем Лабытовым.
Однажды он заходит на перемене в класс и спрашивает: «Кто хочет заниматься баскетболом?» И все руки подняли. А после первой тренировки из 50 человек осталась я одна.
Одна за всех
- У меня хорошая память, и мышечная в том числе. Я запоминаю большие объемы информации, быстро запоминаю движения, очень внимательна.
Я не просто баскетболом занялась, а стала тренировать сборную своего класса — 5-го «Д». И девочек, и мальчиков. Генрих Михайлович нам давал время в зале. Он нас учил самостоятельности.
Когда перешла в 7-й класс, мне дали еще команду пионеров — это 5–6-е классы. На первенстве пионерских дружин города моя команда заняла первое место — тренер-то уже опытный, у меня уже 2,5 года стажа было. И к тому же училась на одни пятерки.
В конце 7-го класса было первенство школ города во Дворце спорта «Юбилейный», мы его выиграли — и мужской командой, и женской среди восьмилетних школ. Когда опускали флаг соревнований, подходит ко мне женщина худенькая: «Девочка, ты у кого занимаешься?» Я говорю: «У себя». Идет к учителю физкультуры, а он, вижу, кивает головой, что, мол, да, она сама.
А потом та женщина снова подошла ко мне и говорит: «А хочешь в детско-юношеской спортивной школе заниматься?» И я стала заниматься в ДЮСШ.
Сочтемся!
После школы я решила поступать в Институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта в Ленинграде.
У нас был бесподобный куратор. Мне вообще везло с учителями. В школе учитель физкультуры Генрих Михайлович Лабытов, тренер в ДСШ Маргарита Алексеевна Муханова. Куратор из института. А еще декан лекции читал, очень умный. Куратор дал азы баскетбола, а декан — тактические действия. А еще в соседних группах был человек, который единственный в СССР делал переводы с английского — американские книги по баскетболу. И мы уже знали, чего не знал никто у нас.
Когда училась, я уже знала, что поеду в Вологду. Потому что надо было кое с кем «рассчитаться». Когда я в ДСШ занималась, мы у Череповца то очко выиграем, то очко проиграем. А Маргарита Алексеевна всё никак не ездила с нами на соревнования. Мы же выиграли, а она не едет. Я не понимала это. Думала, окончу институт, вернусь сюда и соберу ту команду, которая будет всегда выигрывать у Череповца.
И я их бросать не буду, буду с ними ездить.
Только победа
- Я вернулась в Вологду. Здесь коровы по улицам ходили. В парке Ветеранов нельзя было отжиматься и приседать, потому что можно было в навоз попасть. Но я занималась своим делом и шла к своей цели.
Однажды мы поехали в район Чёбсары, чтобы поиграть в американский футбол, бейсбол. Обратно возвращались поездом. Сидят муж и жена на боковушке, а мы все рядом, в плацкарте. Они слушают, что мы говорим, и мужчина смотрит на нас с презрением. Тогда жена ему говорит: «Ты не обращай внимания на их говор, они не дураки, они нормальные люди, я уже знаю». Я запомнила это на всю жизнь. Да, мы такие наивные, не практичные, мы разговариваем о чести и достоинстве. И мне по молодости всегда хотелось доказать и Москве, и Питеру, что мы не глупее.
И мы стали обыгрывать столичные команды и не только. Баскетболом я им «отомстила» за те слова.
Потом родилась «Чеваката». Хотя в мыслях это произошло намного раньше: когда мне захотелось выиграть у Череповца. Пока я училась, у них появилась женская профессиональная команда, которая играла уже в какой-то лиге. И Вологде до них было как до Венеры. Даже и мечтать не могли.
А я решила это сделать. Я считаю, что свои какие-то мечты и далекие планы не надо озвучивать. Я никому не говорила, потихоньку работала и была уверена, что выиграю у всех. При этом я никогда не относилась к сопернику несерьезно. Потому что любой соперник может собраться и победить. Каждая игра важна. В каждой игре можно что-то новое почерпнуть.
Но запоминаются больше всего первые победы. Первый мой собственный набор девочек, когда мы стали вторыми в России. В первой игре мы выиграли 52 очка у Ульяновска (тогда он был баскетбольным городом), и все обалдели — судьи, организаторы, о нас никто не знал. Такой разрыв нереален был на финале России, потому что слишком крупный. 10 очков — это уже разгром, а тут 52, и какая-то Вологда. И какая-то пацанка это всё сделала.
Первое же участие в первенстве России — и серебряные медали. Даже медалей-то не давали, грамоты.
Я приехала отчитываться в Вологду, реву, мол, плохо сыграли. Спрашивают: «А вообще-то какое место?» — «Второе». — «А чего ревешь тогда?» — «Так могли быть первыми!» Не победа, но второе место дороже всех побед. И еще, конечно, бронзовые медали Премьер-лиги среди профессионалов России — это победы классные.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер