Курс ЦБ на 25.04: $ 92.51 98.91

21.04.2017

Поймай меня, если сможешь

Поймай меня, если сможешь

На минувшей неделе редкие машины такси ездили по улицам Вологды. Ряд диспетчерских служб отлучили от заказов тех водителей, которые не имеют разрешения на перевозку пассажиров.

Тем временем власти пытаются решить проблему вывода частных перевозчиков «из тени», а в Государственной Думе кипят споры вокруг поправок закона «О такси».

   

200 миллионов рублей ежегодно теряет бюджет Вологодской области от «теневой» деятельности такси.

Нас не догонят

Таксистов-нелегалов ловит полиция. Такие рейды проводятся несколько раз в год. Очередной прошел в начале апреля. В Вологде было задержано 80 нелегальных таксистов.

– Это водители, перевозящие пассажиров за деньги без лицензий и соответствующих разрешений, – поясняет заместитель начальника охраны общественного порядка УМВД России по Вологодской области Ольга Шишова, – Автомобили нарушителей были конфискованы и отправлены на штрафстоянку.

Это уже второй рейд в 2017 году. 29 января сотрудники отдельного батальона ДПС и прокуратуры города дежурили в районе вокзала. Правда, тогда были задержаны только два нелегальных перевозчика. 

И депутаты, и сотрудники прокуратуры считают, что рынок услуг такси – «серый». По мнению законников, он абсолютно непрозрачен не только в нашем регионе, но и по стране в целом. 

На сегодняшний день в области работает порядка 20 диспетчерских служб такси, включая сетевые компании. При их помощи только в Вологде заказы получают более 2 тысяч водителей, на территории региона – больше 5 тысяч. Большинство из них – нелегалы.   При этом фактически таксистов значительно больше. 

 – Как оценить объем рынка? Это очень трудно, – говорит владелец диспетчерской службы такси «Димон» Юрий Тарбаков, – Как оценить количество, например, грибов в лесу? Они растут, потом засыхают, растут новые. Так и здесь. Кто-то приходит работать на частном автомобиле, потому что у него проблемы на работе, или эта работа сезонная. Кто-то уходит, потому что нашел новую работу. 

В СССР работать таксистом было престижно, а устроиться в таксопарк можно было только по блату. На тот момент таксисты зарабатывали до 300 рублей в месяц – деньги огромные, учитывая, что среднестатистический инженер получал всего 120 рублей. 

Сейчас работать в такси многие идут только от безысходности.

– Потерял работу, – говорит вологжанин Сергей Киселев, - Давно, еще 10 лет назад. Вот устроился в такси, потому что семью кормить надо. Это не очень большие деньги. Бензин дорогой, машина изнашивается, резина рвется. Расходы на ремонт большие. В день зарабатываю примерно по 1,5 тысячи рублей, минус бензин, минус издержки. В месяц около 30 тысяч «чистыми». На жизнь только-только хватает. 

Принцип работы всех такси один: диспетчерская служба организует прием-раздачу заказов по мобильным устройствам. За эту услугу водители платят владельцу диспетчерской службы около 3 тысяч в месяц. Разница лишь в том, что кто-то обязывает водителей проходить техосмотр, но в большинстве владельцы диспетчерских служб даже не знают своих «работников» в лицо. Тем более за последние три года в Вологде и области появились и федеральные сети такси, владельцы которых имеют прописку в других городах России.  

Факт

В феврале 2017 года Вологодский областной суд признал деятельность ООО «Максим-Вологда» незаконной и создающей опасность жизни и здоровью граждан. После проверки Прокуратура Вологодской области установила, что эта организация, работающая в 70-ти городах России,  не является таксомоторным предприятием, а позиционирует себя как службу, где заказы передаются исполнителям с помощью онлайн-сервиса. Таксисту необходим лишь телефон или планшет с установленной на нем специальной программой.

Прокурорская проверка выявила множество нарушений в работе сервиса. Предрейсовый контроль технического состояния автомобиля не проводился, водители не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не проходили медосмотры.

Цена вопроса 

Работу такси регулируют два законодательных акта. Федеральный закон N 69, получивший неофициальное название «Закон о такси» и Постановление Правительства Вологодской области N 999, принятое в 2011 году. 

По закону владельцам автомашин требуется разрешение на перевозку пассажиров. Выдает их департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области. Стоимость разрешения – 1 тысяча рублей, дается оно сроком на 5 лет. 

На сегодняшний день по данным департамента в реестр внесено 4417 разрешений на перевозку пассажиров, однако часть из них выданы на организованные перевозки людей. От этого числа таксисты получили не больше половины. 

– У нас вообще нет служб такси, – говорит начальник управления транспорта Департамента дорожного хозяйства Валерий Попов, – У нас есть диспетчерские службы. Называть их такси – некорректно. Чтобы получить разрешение, водителю требуется представить в Департамент ряд документов, включая заявление, копию паспорта, копию документа о постановке на учет в налоговых органах, копию свидетельства  о регистрации транспортного средства. И собственно – сам автомобиль в технически исправном состоянии, оборудованный  фонарем и цветографической раскраской, с бланками строгой отчетности или таксометром. Срок рассмотрения документов – 30 дней. 

Встретить таксометр в такси в Вологде – большая редкость. Цена поездки определяется не по таксометру, а по установленному владельцем диспетчерской службы тарифу. В большинстве своем они примерно одинаковы. Например, поездка из микрорайона Заречье в центр областной столицы обойдется пассажиру в 100 рублей, из района ПЗ-23 – 110 рублей. Эти деньги не облагаются налогом и фактически не контролируются.

 

Закон суров? 

Между тем власти серьезно обеспокоены тем, что принятые еще в 2011 году законодательные акты о такси требуют серьезной доработки.

Первым эту тему поднял в 2015 году экс-прокурор Вологодской области Сергей Хлопушин, который призвал депутатов Законодательного Собрания к принятию самых жестких мер. 

- В Вологодской области сейчас нет ни одного официально действующего такси, даже если они получили разрешение. Они не соблюдают многие оговоренные правила, например, не проходят предрейсовое медицинское обследование. В Череповце есть уголовное дело, за предпринимателем «стоят», по-моему, 5 трупов. Он заставлял водителей работать практически круглые сутки, водители засыпали просто за рулем и врезались в стоящие на обочине фуры. Тема чрезвычайно серьезная, в рамках полномочий, которые предоставлены субъекту, нужно максимально ужесточить требования в этой сфере», – заявил прокурор. 

Ряд предложений вынесли и в Государственной Думе. Депутаты посчитали необходимым увеличить штрафы для нелегальных таксистов до 30-50 тысяч рублей, ввести ответственность для диспетчеров за передачу заказов неофициальным службам такси и установить единую цветовую гамму. Сейчас поправки в федеральный закон проходят второе чтение. Продолжается обсуждение и на региональном уровне. 

Окончательно новые поправки к местному закону «О регулировании отдельных отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения области легковым такси» вступят в силу с 1 января 2018 года. Планируется, что в области будет работать не больше пяти тысяч таксистов, а разрешения на работу выдадут только тем, у кого машина желтого, белого или черного цветов. 

При этом парламентарии понимают, что довольно сложно в короткие сроки решить эту проблему, поэтому в случае необходимости они готовы вернуться к доработке закона.

Факт

В марте 2017 года прокуратура Череповца направила в суд заявление о закрытии такси «Везет». Причиной проверки стала авария, случившаяся 20 марта, когда серьезно пострадали водители двух столкнувшихся автомобилей, один из которых работал в такси.

– Стать таксистом этой службы может практически любой желающий, главное, вовремя платить взносы. Это фактически нелегальная схема пассажирских перевозок, – подвел итоги проверки заместитель прокурора Череповца Сергей Кузнецов.

Прокуратура требует закрыть службу в Череповце в судебном порядке. Дело пока не рассмотрено.

Хроника происшествий

1 дтп.jpg

8 января 2014 года 

на пересечении улиц Ярославской и Ленинградской столкнулись автомашина такси и мусоровоз. Такси вылетело на красный свет светофора. В результате погибла пассажирка таксомотора. Водитель не пострадал.

 

2 дтп.jpg

10 августа 2014 года

на перекрестке Разина-Судоремонтная в областной столице столкнулись «Дэу Нексия» с маркировкой такси и «Мазда». Пострадавших нет.

 

3 ДТП.jpg

14 апреля 2015 года 

водитель такси на автомашине «Шкода» не справился с управлением на Окружном шоссе и выехал на встречную полосу, где столкнулся с «Грейт Волл Ховер». Пострадали 38-летняя женщина и двое шестилетних детей.

 

4 дтп.jpg

16 июня 2015 года

На пересечении улиц Ленинградская и Ярославская в Вологде столкнулись автомашина такси и мотоцикл. В результате ДТП пострадали двое: мотоциклист и пассажирка такси.


Александр Спиричев
Оставьте свой комментарий
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×