Курс ЦБ на 06.12: $ 103.38 € 109.78
Убрать нарост времени: просушить, укрепить, добавить исчезнувшие элементы и вернуть первозданный вид - работа реставраторов сродни творчеству художника, но в нашем случае холст – весь город. Сразу в нескольких исторических зданиях сейчас идут восстановительные работы. Как впишется старая Вологда в современную жизнь? Об этом - в нашем материале.
Срез времен
- Мы когда сюда пришли, все было завалено мусором, - рассказывает Артем Иванов, директор подрядной организации ООО «Наследие». - Старые стулья. Медтехника разная. Одних только бланков медицинских вывезли - 7 КамАЗов! Представляете, что здесь творилось!
Два крыла огромного каменного здания бывшей первой поликлиники сейчас как наглядное пособие: «до» и «после». Правое еще сохранило разруху, оставшуюся после того, как съехали медики: старые обшарпанные перегородки - стены многочисленных кабинетов, разбитая сантехника, раскуроченные подоконники. В таком жалком состоянии памятник федерального значения - когда-то великолепная гостиница «Пассаж» - и досталась ремонтно-реставрационной компании «Наследие». Именно ее сотрудники сейчас занимаются восстановлением здания.
В правом крыле уже вовсю идут работы. Отсюда не только вывезен мусор, но и убраны конструкции, те, которые появились в задании уже во второй половине XX века.
Старую штукатурку кое-где сняли, и на голых стенах резко обозначилась граница времени: вот здесь кладку делали в имперской России – кирпич крупный, крепкий (редко попадается расколотый), лежит ровно – один к одному. Известковый раствор, скрепляющий кладку, не утратил свои способности. А вот здесь - последствия перепланировки уже советского периода: кирпич намного меньше, положен грубо, неровно. Цементная смесь почти распалась.
- Смотрите, даже видно, что стена строилась из кирпича, который повторно использовался, - показывает на разобранную стену Артем Иванов. - Вот на этом копоть: его из печки брали. На этом штукатурка осталась, значит, тоже из какого-то разобранного здания сюда привезли. Невооруженным глазом видно, что это уже наследие советского времени.
Такие поздние вставки реставраторы убирают. Исторической ценности они не представляют. И сразу становится заметно: насколько светлым и просторным было здание в своем историческом облике.
Тайны старого здания
Исследования этого дома не закончены. Они будут идти на протяжении всех восстановительных работ. Чем больше здание избавляется от наростов советской перепланировки, тем заметнее становятся следы истории. Огромные окна на первом этаже - на самом деле двери. После того, как их расчистили, по бокам обнаружили петли, на которых крепились створки. Изначально здесь были торговые ряды.
Само здание построено архитектором Павлом Бортиковым в конце XVIII века. Но, скорее всего, оно переделывалось из уже существующей постройки, а именно каменной башни. Ее основание стало особенно заметно в просторном первом этаже. Поэтому фасад здания и имеет закругленную форму.
- Вот видите купол, - Артем Иванов, стоя на крыше бывшей городской поликлиники, показывает на здание на улице Мира, в котором сейчас располагается аптека. – Это еще одна башня. А вот там (показывает на здание на углу Мира и Каменного моста) еще одна. Купола очень похожи у них. А вот за зданием администрации была еще одна. А вот здесь тоже башня. То есть всего стояли четыре похожие башни.
Под небом голубым
Чтобы журналисты могли подняться сюда, рабочие специально сделали импровизированную лестницу. Здесь, на кровельном этаже, в будущем расположится гостиница. Это делается специально, чтобы у туристов была возможность любоваться чудесным видом на город из своих окон.
А пока мы стоим под небом на потолке второго этажа. Кровля сейчас разобрана. Старое железо проржавело, деревянные опоры превратились в труху. Крыша могла рухнуть в любой момент.
- Мы слышали много негатива, мол, зачем разобрали крышу на зиму, - вспоминает Артем Иванов. - Но еще прошлым летом были проведены исследования, и стало очевидно, что крыша в аварийном состоянии. И мы специально узнавали прогноз от гидрометцентра: синоптики сказали, что зима будет снежной. Эти два факта показали: крыша зиму не переживет. Ее пришлось убрать из соображений безопасности!
Новые стропильные конструкции уже готовы. По ним будет выполнена скатная кровля точно такая же, какая была раньше. Высотные отметки не нарушат. Реставраторы обещают: внешне здание будет на сто процентов соответствовать своему историческому облику. Сохранят специалисты и историческую расстекловку окон. Они, как и требует проект, будут деревянными. Сейчас в оконных проемах установлены пластиковые стеклопакеты. Это временная мера. Она позволила защитить здание от снега и улучшила внешний вид фасада.
Под охраной
В левом крыле уже заменили межэтажные перекрытия. Старые пришли в негодность. Ходить по ним и под ними было опасно. Закон об охране памятников позволяет их менять. Так, теперь перекрытия новые: монолитные, железобетонные.
- Они облегченные. А это значит, нагрузка на стены меньше, - поясняет тонкости восстановительных работ подрядчик. – Этот материал дороже, и работать с ним надо дольше, чем с просто железобетонными перекрытиями, но зато его выдерживают стены. Если бы была лишняя нагрузка на здание, то она бы дала о себе знать: на стенах бы появились трещины. Это надежность. Это требования к современному зданию.
А вот старинные печи под охрану попадают. Их реставраторы реконструируют и отделают изразцами. Входные двери по всему периметру фасада, те, которые раньше закрывали огромные ставни, теперь застеклят. Вход через них тоже будет предусмотрен.
Сам фасад здания покрывают штукатуркой. Это специальная реставрационная смесь. Она оздоравливает стены, вытягивая из них влагу.
По информации подрядчика восстановительных работ, в левом крыле расположится ресторан. Его посетители смогут смотреть на Каменный мост и площадь Революции. В остальных помещениях откроются выставочные и ярмарочные павильоны.
В чайной лавке
Сквозь щели заколоченных оконных проемов пробиваются лучи солнца. Падают на пыльные стекла и завешенные паутиной рамы. Старый дом. Больше века жизни. Последние жители съехали еще два года назад. Окно замуровали еще при другой стране – Советском Союзе. Возможно, чтобы было теплее, а может, когда меняли планировку дома. Но это и позволило раме сохраниться лучше остальных. Сложная расстекловка не в пример скучному пластиковому стеклопакету радует глаз, даже пыльная. Свет она увидит не скоро. Но все-таки увидит! Реставраторы, работающие на объекте культурного наследия - доме на Чернышевского, 55, - обещают, что максимально сохранят исторический материал.
- Все резные элементы, оконные блоки, дверные проемы, которые можно сохранить, мы сохраняем, - поясняет бригадир реставрационных работ Владимир Новоселов. - Все окна будут деревянные. Причем не деревянные стеклопакеты, хотя по закону их можно ставить, а именно деревянные рамы, как раньше: историческую расстекловку мы сохраним.
Раньше, в начале XX века, по некоторым сведениям, здесь размещалась чайная лавка. Дом за свою жизнь перестраивался не один раз. Исторический облик проектировщики воссоздавали по сохранившемуся декору и по старым фотографиям. Искали старые описания постройки. В процессе работы выяснилось, что первоначально здание, предположительно построенное в конце XIX века, было двухэтажным и занимало большую площадь. Но в 1915 году его перестроили: изменили размер и оставили только один этаж. Почему, сейчас остается тайной, но реставраторы говорят: по самим бревнам уже видно, что некоторые из них использовались повторно.
Кирпичная пристройка, примкнувшая к зданию, датируется 1884 годом. Она памятником культурного наследия не является, но собственник, выкупивший здание, решил восстановить и ее.
Для Германа Якимова, владельца сети цветочных магазинов и собственника здания, это уже второй деревянный исторический дом, который он спасает, причем за свои деньги. Первым был дом купца Черноглазова (дом с лилиями). Реставрация этого старинного деревянного здания была проведена на таком качественном уровне, что проект попал в топ-лист общероссийской премии архитекторов и дизайна «Архивуд».
Охранные обязательства
Когда здание – объект культурного наследия – уходит с молотка, первое, что по закону обязан сделать новый собственник, – заказать проект восстановительных работ. Его разрабатывает организация, которая имеет лицензию на проектные работы на памятниках федерального и регионального значения. Для этого специалисты проводят изыскательные работы: исследуют все здание, прокапывают шурфы – углубления возле фундамента, чтобы осмотреть его состояние. Снимают старую обшивку стен, смотрят, насколько сохранился материал, из которого они сделаны, делают обмерочный чертеж и на основании этого готовят всю документацию.
- Далее мы обсуждаем совместно, что делать с домом, - поясняет тонкости работы реставраторов Владимир Новоселов. - Это нам, реставраторам и проектировщикам, надо смотреть совместно. Например, вот в этом доме первоначально предполагалось, что мы заменим только нижние венцы. Когда смотришь снаружи, кажется, здание еще хорошо сохранилось. Но когда вскрыли обшивку, то увидели, что вверху все сгнило и очень много утрачено материала: крыша была плохой и между стеной и обшивкой затекала вода.
Так что проект пришлось изменить. Дом придется разбирать. Бревна перевезут на базу, и уже там восстановлением займутся реставраторы музея «Семенково». Сохранить первоисточник они обещают максимально.
Фундамент здания тоже придется переделывать. Кирпич, из которого он составлен, изжил свой век. Проектом предусмотрен цокольный этаж. Это позволит приподнять здание над уровнем земли. За прошедший век дом попросту врос в почву.
Внешне здание будет на 100 % соответствовать историческому виду. Внутри тоже сохранится старинный интерьер. На потолке восстановят лепнину, а стены останутся деревянными. Так было и при прежних хозяевах, владельцах чайной лавки.
- Когда снимали старые обои, то видели, что они переклеены газетами, - поясняет Владимир Новоселов. - И газеты все советского периода. Значит, обои клеили уже во время советской власти.
Что здесь будет - цветочный магазин или владельцем как вариант рассматривается создание частного музея - сказать еще не готов никто.
Фундаментально
Но первоначально необходимо доработать проект и отправить его на историко-культурную экспертизу. Это еще один необходимый пункт при выполнении охранных обязательств. Ее проводят три независимых эксперта, аттестованных Министерством культуры Российской Федерации.
Полная переборка здания как метод реставрации, не нарушает закон. Мало того, иногда он бывает единственным возможным, потому что требуется более тщательная реставрация сруба. И потом: ведь нужно восстанавливать и фундамент. И раньше, как, впрочем, бывает и теперь, возводили бутовые фундаменты - из булыжника. Это облегчает задачу: необходимо менять не весь фундамент, а лишь его часть. К тому же по закону есть возможность построить дополнительно цокольной этаж, что в дальнейшем поможет поддерживать сохранность здания.
Таким образом, сейчас восстанавливается еще один исторический дом по адресу: Добролюбова, 4. Уже делается фундамент. Само здание полностью разобрано. Когда фундамент будет готов, деревянный дом соберут заново. Вернут ему восстановленные элементы декора. Внешне дом будет полностью соответствовать своему историческому облику. Что там разместится, новый собственник пока не решил.
На контроле
По программе сохранения Объектов Культурного Наследия работают в администрации города. В ее рамках в этом году работа с двумя историческими зданиями, находящимися в очень непростом состоянии. Это дома, которые пострадали от пожара или сильно разрушены. В таком случае необходим эскизный проект реставрации. Этот документ станет обременением при продаже здания. Новый собственник будет обязан восстановить дом именно по этому проекту.
В Вологде одним из таких объектов культуры является полусгоревшее строение на Чернышевского, 2, - дом купца Назарова - памятник регионального значения, построенный в 1906 году. Все время своего существования он был жилым зданием. Его резной деревянный балкон, украшенный деревянным узором, считается ярким примером традиций вологодского деревянного зодчества. Здание находится в собственности муниципалитета и в настоящее время договор на создание проекта реставрации уже заключен, - рассказывает начальник управления Культуры Николай Дьяков. - Его готовит Пермская компания. Когда работа будет выполнена, администрация города приступит к поиску нового собственника, который займется его восстановлением. При этом стартовая цена за такой объект, составляет один рубль. Таков закон. Предполагается, что основные средства новый собственник потратит на восстановление памятника.
Второй объект находится по адресу Гоголя 96 – это здание, построенное еще до революции, является памятником деревянного зодчества. В настоящее время объявлен конкурс по отбору подрядчика .
И ход всех восстановительных работ на объектах культурного наследия тоже по контролем власти. Представители администрации города вместе с комитетом по охране объектов Культурного Наследия выходят на объекты для проверок. Прежде всего оценивают насколько реальные действия соответствуют тем охранным обязательствам, которые предусматривает договор. Например, размеры и высота постройки должна быть выдержана в исторических рамках, а исходные материалы не могут быть заменены другими.
- На тех зданиях, которые находятся в муниципальной собственности, мы сами производим необходимые работы, - продолжает Николай Дьяков. – Например, на Ленинградской, 28 (детская муз школа – прим. ред) обновляли фасад дома. А на Варенцова, 1. проведены текущие работы по сохранению здания. А вот те объекты, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, мы консервируем. Это помогает зданию дождаться восстановительных работ.
Кстати, примером такой консервации служит дом на улице Сергея Орлова, 9. Работы, проведенные на аварийном строении, позволили дому дождаться нового собственника. Теперь историческое здание является одним из украшений города.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер