Курс ЦБ на 20.04: $ 93.44 99.58

07.06.2023 Общество

Рассекречен беспрецедентный случай, когда взятый в плен фашист оказался вологжанином

Рассекречен беспрецедентный случай, когда взятый в плен фашист оказался вологжанином Фото из группы «Железный Крест» в соцсети «ВКонтакте». Расчёт пулемёта MG.42 под командованием унтер-офицера вермахта на импровизированной позиции. В такой пулемётный расчёт и записали вологжанина, но на самом деле к пулемёту его не подпускали.

В ночь на 17 января 1944 года во время наступления советских войск у станции Лозовая на Украине попали в плен два фашиста из 24-й танковой дивизии вермахта, крайне заинтересовавшие контрразведку «Смерш»: один из этих «истинных арийцев» был украинцем и секретным агентом полиции, а другой — вологжанином с тёмным прошлым.

24-я танковая дивизия вермахта, носившая неофициальное наименование «Скачущий всадник», под Сталинградом была полностью уничтожена. Вновь сформирована в апреле 1943 года на территории Франции. С ноября 1943 года — опять на Восточном фронте. Воевала на Украине, потом в Румынии, Польше, Венгрии, Словакии.

Как вологжанин очутился в элитной фашистской дивизии и какую роль в его судьбе сыграла забытая граната, пришлось выяснять контрразведке «Смерш» 37-го стрелкового корпуса. В УФСБ России по Вологодской области хранится копия этого архивного дела № 95, рассекреченного в рамках просветительского проекта «Без срока давности», который инициирован Президентом Владимиром Путиным и направлен на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне.

Василий Крайнов (имя и фамилия условные — по существующим правилам, подлинные Ф. И. О. фигурантов и некоторые другие детали не раскрываются) родился в 1918 году в одной из деревень нынешнего Нюксенского района Вологодской области. Образование — семь классов.

В 1937 году его незапятнанную крестьянскую биографию подпортила судимость. Репрессии тут ни при чём: Крайнова судили по ст. 162 Уголовного кодекса — в тогдашней редакции УК это тайное похищение чужого имущества (кража). Что конкретно совершил Крайнов, в деле не указано, но можно сделать предположение: его приговорили к году исправительно-трудовых лагерей, а такое наказание предусматривалось, в частности, за кражу, совершенную «на вокзалах, пристанях, пароходах, в вагонах и гостиницах».

После отбытия наказания Крайнов перебрался в Мурманск и решил начать новую жизнь. В 1939 году он был призван на срочную службу в РККА — Рабоче-крестьянскую Красную армию. Срок службы тогда составлял пять лет, так что начало Великой Отечественной Крайнов встретил, как говорится, в сапогах.

Служил он санинструктором и был на хорошем счету — несмотря на судимость, даже дорос до кандидата в члены ВКП(б). И стал бы коммунистом, но помешала... граната.

6 ноября 1943 года их часть, воевавшая на Украине, попала в окружение. Оставшись в одиночестве без патронов, с одной гранатой, Крайнов попытался спрятаться, а когда фашисты наткнулись на него, случилось то, что он потом никак не мог объяснить на допросах. Вернее, уверял, что в тот момент оказался «в безвыходном положении», и вместо того, чтобы использовать оставшуюся гранату, при виде врага... «забыл» про то, что она у него есть.

Как бы то ни было, фашисты взяли его в плен. А поскольку неиспользованная граната стала, так сказать, дополнительным «бонусом», к нему отнеслись повнимательнее, надеясь использовать в своих целях.

На первом же допросе кандидат в члены партии выдал военную тайну: сообщил номера известных ему воинских соединений, противостоящих фашистам на этом участке фронта, а также подробно описал вооружение артиллерийского полка, в котором проходил службу. Видя такую откровенность и тем более узнав о судимости, допрашивающий без обиняков предложил ему продолжить службу, но уже в войсках вермахта.

«Что мне оставалось делать? Я и согласился», — признается Крайнов потом на допросе в Смерше.

Ему выдали нацистскую форму, определили в пулемётный расчёт 6-го панцирного (точнее, панцергренадерского — это мотопехотное подразделение, по сути, пехота с грузовиками в качестве транспорта) дивизиона 24-й танковой дивизии вермахта. Правда, пулемёта ему не доверили — только карабин, из которого Крайнов, судя по протоколу допроса, так ни разу и не выстрелил, хотя не менее пяти раз участвовал в контратаках на советские позиции.

Между прочим, таким «советским добровольцем» в этом подразделении он был не один. Но про его закадычного приятеля-украинца, умудрившегося дважды (!) переметнуться к фашистам и в конце концов вместе с Крайновым захваченного в плен нашими войсками, стоит рассказать особо.

Приятель Крайнова был младше его на пять лет. Уроженец Сумской области Украины, кровельщик по профессии, с четырьмя классами образования. Он был мобилизован в РККА только в январе 1942-го, а в мае того же года в боях под Харьковом его ранило в шею. Провалявшись 10 дней в госпитале, украинец решил, что с него хватит, и сбежал оттуда, надеясь добраться поближе к родным местам.

А родные места уже были оккупированы. Дезертира это не смутило — он попросился в полицию. И в качестве секретного агента полиции его направили в захваченную деревню Панютино Лозовского района — выявлять недовольных новой властью.

Скольких он выявил, неизвестно, но особо не преуспел: в феврале 1943-го деревня перешла в руки наших, а он скрыться не сумел и, неразоблачённый, был вновь... мобилизован в РККА. Послужил там, правда, недолго — в апреле опять добровольно перешёл к немцам.

Так он вместе с Крайновым оказался в одной дивизии. Подружились, естественно. Вместе ходили в контратаки. И вместе попали в плен.

Судили предателей — тоже вместе — 22 февраля 1944 года. Трибунал был беспощаден: расстрел.

По не совсем понятным причинам приговор не был приведён в исполнение немедленно, как это обычно бывало в военное время. А 16 апреля того же года расстрел заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

Куда отправили отбывать наказание и что там стало с подсудимыми, неизвестно. Удивление вызывает только тот факт, что 19 декабря 1956 года Военной коллегией Верховного суда приговор в отношении их был вообще отменён «по вновь открывшимся обстоятельствам». Что за обстоятельства — в деле не сказано.

Дальнейшая судьба фигурантов покрыта мраком. Лишь в апреле 1991 года в их истории была наконец поставлена точка: украинец и вологжанин признаны не подлежащими реабилитации.

Предательство всё же не та штука, которую можно оправдать. Это граната, уничтожающая судьбы. Граната, которую невозможно «забыть».

И про которую нельзя забывать.

Благодарим за помощь в подготовке материала УФСБ России по Вологодской области.

Алексей Кудряшов
Другие новости по теме
27.03.2024 17:07

Украинские спецслужбы пытаются использовать вологжан для совершения диверсий

УФСБ России по Вологодской области фиксируются попытки украинских спецслужб установить контакты с беженцами с Украины, гражданами других иностранных государств, а также жителями региона. В ходе общения в «Телеграме» собеседник склоняет к ведению разведывательной или диверсионной деятельности.
21.03.2024 11:11

Петербуржец привез наркотики на территорию Вологодской области

Сотрудники УСФБ задержали мужчину на территории региона. Известно, что он забрал запрещенные вещества в тайнике в Санкт-Петербурге и направился в Вологодскую область.
21.02.2024 15:18

Рассекречено дело об уроженце Вологодчины, в годы войны обнаружившем у себя уникальный дар

Свои планы насчет «уникума» были у однофамильца шефа гестапо из популярного телесериала про Штирлица, однако благодаря профессионализму вологодских чекистов удалось раскрыть истинные «таланты» изменника.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×