Курс ЦБ на 19.04: $ 94.09 100.53

25.04.2022 Общество

В Вологде издали книгу об истории школы, где учатся особенные дети

В Вологде издали книгу об истории школы, где учатся особенные дети

Это учебное заведение уникально в масштабах страны: оно было создано в 1911 году и стало первой провинциальной школой для ребят, имеющих ментальные нарушения. Ныне школа носит имя первого директора — Екатерины Мальцевой, удивительного педагога, намного опередившего свое время.

Живая история

- Это живая, без прикрас история о победах и ошибках в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, — пишет Сергей Румянцев, автор книги, учитель технологии и краевед.

Издание повествует о создании первой народной провинциальной вспомогательной школы в России, а также о её деятельности с 1911 по 1949 год. Этот отрезок времени тесно связан с периодом создания и оформления отечественной системы специального коррекционного образования.

О том, как устроить судьбу особенных ребятишек, задумывался ещё царь Фёдор Алексеевич. Он предполагал, что их стоит обучать посильному ремеслу, чтобы каждый из них имел возможность прокормить себя. Однако его прогрессивную мысль «забыли» вплоть до конца XIX века. Лишь в 1898 году при приюте «Братства во имя Царицы Небесной», основанного Екатериной Грачевой, педагогом и благотворительницей, открылась первая в России народная школа для отсталых детей.

- В Вологде открытию вспомогательного учебного заведения во многом содействовал директор народных училищ Вологодской губернии Всеволод Александрович Флёров, занимавший этот пост с 1901 по 1906 год. Велика заслуга и, конечно, самой Екатерины Александровны Мальцевой, первого директора, — поясняет Сергей Румянцев.

Педагогам пришлось реализовывать свою инициативу в трудные времена: Россию раздирали перемены, а Вологда в то время бурно развивалась как крупный железнодорожный и промышленный узел. В городе ощущался резкий наплыв приезжих. Вот как описала это время сама Екатерина Александровна:

«В каждой школе выделились явно умственно отсталые дети. А у меня полкласса приютских детей — подкидышей, родившихся и живших в ненормальных условиях, да влились "питеряки", дети, приехавшие с рабочими Путиловского и Литейного заводов после постройки в Вологде нашего литейного и вагоноремонтного завода. Мало что "от добра добра не ищут": приехали неудачники на прежнем месте. Та же беднота, но столичная, издерганные, вечно возбужденные или подавленные...»

Как правило, семьи этих ребят жили впроголодь, ютились в тесных помещениях (иногда по четыре семьи в одной комнате), не имея элементарных бытовых удобств. Было решено явно отстающих ребят вывести из обычных школ, потому что там они и сами не могли ничему научиться, и мешали заниматься другим.

Тогда же прозвучала передовая для того времени мысль: да, обучение ребёнка с ОВЗ сложнее и стоит дороже, чем нормотипичного школьника. Но если, повзрослев, такой ребёнок не получит возможности себя прокормить честным трудом, то с большой долей вероятности он станет либо всеми обижаемым бедняком, либо пойдет по криминальному пути, ведь люди с ментальной недостаточностью легко поддаются внешнему дурному влиянию. И вот тогда содержание неблагополучного взрослого с ОВЗ и работа с ним обойдутся государству ещё дороже, и не только в материальном плане.

Начало пути

Педагог Екатерина Мальцева происходила из уважаемого рода священнослужителей Мальцевых и получила достойное образование, но она понимала, что его недостаточно для работы с особенными детьми, поэтому прежде, чем приступить к созданию школы, она отправилась повышать квалификацию. «Училась на Фребелевских курсах в Петербурге, знакомилась с учреждениями для дефективных детей бедноты — приют Царицы Небесной "тёти Кати" Екатерины Грачёвой и для детей буржуазии, где на 1-го ребенка приходилось чуть ли не до десятка обслуживающего персонала, начиная от няни и кончая профессором специалистом», — вспоминала она.

- Четыре года учебы на курсах и работы в столичных школах под руководством прогрессивных и опытных учителей (1909 год — школа для дефективных детей доктора Маляревского, 1910 год — школа-приют доктора Грибоедова) окончательно определили для Екатерины Александровны жизненную цель — полностью посвятить себя делу воспитания и обучения умственно отсталых детей, — замечает в книге Сергей Анатольевич.

Позже Екатерина Александровна познакомилась с опытом работы таких учебных заведений за границей, перенимая опыт европейский школ, работающих с детьми с ОВЗ. Автор книги, изучая рукописи Екатерины Александровны, сделал вывод:

- Она была очень добрый и мягкий человек, но где-то, в некоторых моментах, она проявляла и необходимую строгость. В том, что она преуспела в создании школы, сыграли свою роль и её многочисленные связи. Семья священнослужителей Мальцевых — это была очень уважаемая фамилия. Их история достойна отдельного исследования.

В 1911 году было создано Вспомогательное приходское училище. Располагалось оно в двух комнатах жилого здания на Козлёнской улице. Детей в училище отбирала специальная комиссия, куда входил и врач. Было принято 47 мальчиков и девочек на два отделения. Коллектив составили всего четыре педагога: иерей Николай Арсеньевич Миролюбов преподавал Закон Божий, Екатерина Мальцева стала заведующей, а также вела уроки, Лидия Иллювиева вела пение, один класс взяла на себя учительница Елизавета Ельцова.

Не сразу удалось организовать учебный процесс. «Мы не могли наладить не только работу, но хотя бы какой-нибудь порядок. Ребята пришли из разных школ, но все с замашками последних учеников, привыкшие обращать на себя внимание, а здесь показать себя обязательно нужно, т. к. перевели в "дурацкое" училище, как говорили родители, а иногда и учителя. Кроме того, пришли учащиеся из "мужских" и "женских" училищ — это еще больше осложняло работу: ребята не хотели вместе работать и даже сидеть. Драки, крик, слезы. Мы, учительницы, чуть не сбежали, хотя инспектор и врач заходили к нам почти ежедневно, чтоб помочь, а мы не знали, как приняться за ребят, при всем желании организовать школу как можно лучше» — так описывала этот период Екатерина Александровна.

«Только лаской»

Как было организовать эту неуправляемую детскую толпу? Оказалось, что только лаской (никаких наказаний принципиально не применялось), уважением к личности ученика и колоссальным терпением. И вдруг всё изменилось после рождественской ёлки. Ребята поняли, что их тут не будут обижать, над ними тут не будут смеяться. Они подружились друг с другом и начали доверять педагогам. Более того, им всем очень понравилось учиться в новом особенном учебном заведении, и они начали гордиться им. Например, когда выходили куда-нибудь на прогулку или экскурсию, ровно держали строй, чтоб все понимали: вспомогательное училище вот как умеет!

«Подошла весна. Удалось всей школой устроить несколько прогулок за город, доставивших огромное удовольствие детям: сами нарезали вербушек и долго держали их в школе в кувшинах, следя за тем, как распускаются почки, развертываются листики, не раз зарисовывали их. Принесли лягушечью икру, следили за ее развитием и ждали появления лягушат. Собирали фиалки и другие весенние цветы», — вспоминала Екатерина Александровна.

Вскоре родители, городская управа, педагоги обычных школ убедились: с особенными детьми можно и нужно работать, их можно развивать, воспитывать и учить различным полезным навыкам.

- Я прекрасно понял, как чувствовали себя педагоги вспомогательного училища, когда сам только пришёл на работу в коррекционную школу, это было перед самым её столетием. Ребята с ОВЗ медленнее, чем обычные дети, привыкают к учителю, к коллективу. С ними действительно лучше общаться терпеливо и ласково — всё так и по сей день, — говорит автор книги Сергей Румянцев.

Все события из истории школы и всю книгу не перескажешь в одной журналисткой статье. Учебное заведение меняло названия и адреса, преодолевало различные материальные трудности, менялся кадровый состав коллектива, ребята выпускались, набирались новые классы, но одно оставалось неизменным: школа воспитывала из ментально недостаточных ребят достойных членов общества. И педагоги удивительно преуспели в этом! Выпускники работали по специальностям: секретарь, воспитатель детского сада, швея, моторист, столяр, рабочий в типографии и т. д.

В годы Великой Отечественной войны ученики шили для фронтовиков форму, бельё и кисеты, навещали раненых в госпитале, писали солдатам письма. Некоторые выпускники школы были мобилизованы и храбро воевали с фашистами. В приложении дан список павших в 1941–1945 годы. Есть и те, кому посчастливилось вернуться домой. Например, Анатолий Бочкин после войны работал художником во Дворце культуры железнодорожников, затем на заводах ВПВРЗ и ГПЗ-23. Награжден орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

Уникальная книга

Рецензентом книги стала кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления образования Администрации города Вологды Ирина Гуляева. Выбор пал именно на Ирину Леонидовну далеко не случайно. В трудные послевоенные годы (1949–1957) школу возглавляла Елизавета Каплина, бабушка Ирины Леонидовны.

- Моя бабушка Елизавета Николаевна Каплина влилась в небольшой коллектив единомышленников школы в 1921 году. Отработала в школе 37 лет, сначала в должности учителя, затем завуча, потом директора. В нашем семейном архиве сохранились письма детей-выпускников к бабушке со словами благодарности, с рассказами о том, как сложилась их жизнь после школы. Многие получили профессию и отслужили в армии, создали свои семьи, — рассказывает Ирина Леонидовна.

По её мнению, педагоги школы двигались совершенно в современном понимании работы с детьми с ОВЗ: они стремились их воспитать, адаптировать под них учебную программу, социализировать. Как рецензент Ирина Леонидовна высоко оценила новое издание:

- Книга интересна как историкам, так и педагогам-практикам. Она основана на подлинных документах, рукописных воспоминаниях первого директора школы Екатерины Александровны Мальцевой, которая руководила школой 38 лет. Это первая попытка соединить множество документальных свидетельств разных лет из разных источников, а также воспоминаний, посвященных истории вологодской школы. Текст дополнен редкими фотографиями; приложения к книге содержат интересные и уникальные архивные документы и материалы. Если и есть аналоги такой книге на уровне страны, то их очень и очень немного, — пояснила Ирина Леонидовна.

Автор выражает благодарность руководству БФ «Во имя добра», при финансовой поддержке которого была издана книга. И это неслучайно: многие подопечные фонда учатся в школе им. Е. А. Мальцевой. Комментирует Татьяна Позгалёва, председатель фонда:

- Тема о воспитании детей с ментальными нарушениями всегда остаётся как-то в стороне. Иногда возникает ощущение, что мы живём параллельными жизнями: у детей с ОВЗ и их родителей свой мир, а у нас свой. Ценность этой книги в том, что мы узнаем о том, как растут и учатся особенные ребята, какие методики работы с ними применяют педагоги. Безусловно, таким детям необходимо гораздо больше внимания, доброты, душевного тепла. Будем надеяться, что выход этого издания привлечёт внимание к нынешним проблемам уже современной школы и позволит их решить. Считаю, что книга обязательно должна быть прочитана специалистами двух наших департаментов — здравоохранения и образования Вологодской области.

Роман Рюмин, кандидат филологических наук, профессор МАНЭБ, директор МОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1 им. Мальцевой Е. А», ответственный редактор издания:

- Когда мне в руки впервые попала рукопись Сергея Анатольевича Румянцева, я как филолог, как человек, неравнодушный к слову, как педагог сразу понял лишь одно: её обязательно нужно издать! Сергей Анатольевич не только проделал колоссальную работу в архивах, не только собрал факты, цифры, документы воедино, но ещё и смог таким лёгким и ясным слогом написать об этом периоде истории нашей школы, что читалась рукопись на одном дыхании. Особая ценность книги заключается в том, что история становления школы очень органично вплетена в ткань истории нашей страны. Ни в Вологодской области, ни в России ранее мне не встречались подобные издания о коррекционных школах. Как правило, дело ограничивается лишь историческими справками на сайтах учебных заведений. Думаю, что и в этом тоже книга уникальна. Надеемся сделать её презентацию для широкой публики.

Наталья Мелёхина
Другие новости по теме
27.02.2024 12:14

«Новые стихи» вологодской поэтессы Галины Макаровой представят в спецбиблиотеке (6+)

28 февраля в 12:00 в Вологодской областной специальной библиотеке для слепых пройдёт презентация поэтического сборника Галины Макаровой «Новые стихи».
20.02.2024 15:43

Открыт сбор средств на издание дневника о писателе Викторе Астафьеве

Виктор Петрович не является вологжанином по рождению, он родился в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. При этом в нашем регионе он считается вологодским автором, поскольку прозаик не просто жил в Вологде, но написал здесь лучшие свои произведения в 1969–1980 годах. Среди них «современная пастораль» «Пастух и пастушка» (1971 год, 12+); «Ода русскому огороду» (1972 год, 12+); многие главы из книги «Последний поклон» (1958–1992 годы, 12+); «Царь-рыба» (1972–1975 годы, опубликована в 1976 году, 12+) и др.
03.02.2024 12:13

На творческий вечер поэта Антона Чёрного приглашают вологжан (12+)

Писатель и переводчик Антон Чёрный встретится с вологжанами в литературной резиденции «Дом дяди Гиляя» 9 февраля в 18:00. Там он представит свою новую книгу «Повременим».

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×