Курс ЦБ на 17.04: $ 94.07 99.93

14.10.2022 Общество

В доме купца Бурлова на ул. Октябрьской, 11, завершились реставрационные работы

В доме купца Бурлова на ул. Октябрьской, 11, завершились реставрационные работы

Они шли более шести лет, поскольку в здании общей площадью более 1000 кв. метров проведен целый комплекс сложнейших мероприятий. Реставрацией занималась компания ООО «Электра», которая выбрала весьма необычный подход — не скрывать ветхость дома, а наоборот, подчеркнуть его почтенный возраст.

До постройки нынешнего здания на углу улиц Октябрьской и Челюскинцев в XIX веке было еще два дома. Третий, сохранившийся до наших дней, был построен в псевдорусском стиле в конце XIX — начале XX века. В 1901 году имение приобрел купец второй гильдии, владелец кожевенных и маслодельных заводов Александр Яковлевич Бурлов.

После революции в здании сначала располагалась Вологодская уездная земская управа, затем в 1918–1920 гг. дом занимал Вологодский губком РКП(б). Вологжане старшего возраста должны помнить, что в доме на ул. Октябрьской, 11, во второй половине XX века была библиотека Вологодского педагогического училища. С конца 2015 года на объекте культурного наследия идет реставрация.

VAQS-a6vCoU.jpg

«В слове "Реставрация" все привыкли видеть, что дом перебрали, и он стал как новый. Но это не во всех случаях должно быть именно так. Реставрация в некоторых случаях должна раскрывать потенциал объекта — как в случае с домом купца Бурлова. Его ценность в потенциале, который нужно было раскрыть максимально. То, что казалось на первый взгляд неважным, после проведения этих работ меняется», — отметил реставратор Константин Смирнов.

Специалисты утверждают, что собственно реставрационных работ здесь не так много. А вот комплекс работ по приспособлению значительный. Это значит, что те помещения, которые ранее не использовались и даже не были пригодны для этого, теперь могут быть активно задействованы.

Sk2DquNg4pA.jpg

«Здесь был чердак исторически холодный — здесь сушили веники, половики, под ногами была глина, маленькие дорожки, по которым люди ходили. Но, увидев этот масштаб помещения, мы решили приспособить его для показа. Посмотрите, это конструктивизм плотницкого мастерства конца XIX — начала XX века. Сегодня современные проектировщики скажут, это надо делать из металла, из бетона, с подпорными столбами. А вот конструктивизм того времени позволяет такие помещения раскрыть в полном масштабе. На чердаке ни одного столба, ни одной подпорки», — восхищается реставратор.

При Бурловых на чердак вела небольшая, почти вертикально расположенная лестница типа времянки. Она была приставлена к узкому и неудобному лазу, через который можно было попасть наверх — раньше в деревянных домах такой способ попадания на чердак был общепринятым. Воссоздавать идентичную лестницу было бы странно, признается реставратор, это абсолютно не функциональное и даже небезопасное решение.

«Сделать лестницу а-ля XIX века? Это подделка, ведь ее же здесь не было. А люди, которые не знают этого, могли бы подумать, что так и было на самом деле. А это уже обман. И мы приняли решение изготовить лестницу в индустриальном современном стиле — металлическую, чтобы ни у кого даже не возникло вопросов, была она здесь или нет. Понятно, что ее здесь быть не могло», — размышляет Константин Смирнов.

бурлов1.jpg

Металлическая лестница в стиле хай-тек соединяет подвал, первый этаж и чердак. Еще одно современное решение в этой же части здания — отделка лестничного пространства стеклянными панелями.

«Это сделано, чтобы раскрыть пространство. Кроме того, это безопасность, стекло непростое, каленое. Если зашить деревом, будет смотреться грубо, громоздко. А стекло не убирает объем пространства помещения», — признается специалист.

В остальном при реставрации эксперты старались показать ценность возраста дома, его старину, не закрывая эту страницу дома Бурловых новыми красками и материалами. Эта идея возникла при расчистке обшивки здания.

«Все привыкли, что после реставрации объект покрашен. Как правило, при реставрации делают химический анализ цвета, состава красок. Но на сегодня в магазине нет таких красок. Когда мы сделали первые пробные расчистки фасада, мы поняли, что цвет фасада никогда никому не подобрать таким, какой он был. Он был неоднородный, потому что в то время не было компьютерной колеровки. Покупали бочку, туда сыпали колоранта сколько-то, размешивали. Бочка закончилась, взяли другую — снова сколько-то сыпанули, никто не знает сколько. Поэтому и неоднородный цвет», — поясняет Константин Смирнов.

Специалисты решили не пытаться приблизиться к изначальному цвету и закрыть ветхость дома современной краской, а наоборот, подчеркнуть эту ветхость. Нижняя часть обшивки не уцелела — ее заменили. А остальное вместе с резными карнизами, наличниками и пилястрами вычистили от старой краски.

xzYN_Y565fM.jpg

«При расчистке открылась сложнейшая витиеватость узоров. И первое, что пришло в голову, — показать эту красоту, эту кажущуюся ветхость в первозданном виде. На самом деле дом был малахитового цвета. Мы решили оставить маленькие вкрапления, которые не удается расчистить до конца. И фасады законсервировать натуральными материалами. В то время это была олифа, но сегодня в магазине даже олифы натуральной не купить. Она вся химическая. Мы купили просто масло по дереву и законсервировали фасад», — открывает тайну необычного цвета дома Бурлова реставратор.

По его мнению, важно было не просто законсервировать, а суметь показать то время. Пусть с утратами и отпечатками ветхости.

«Нет ничего лучше сохранения подлинности. Никто не сделает лучше, чем тогда. Любой воссозданный элемент — это подделка. Обходя фасад, вы увидите, что есть утраты резных элементов, опрелости. Но всё это подлинное. Этот подход перешел постепенно и внутрь дома — и на чердак, и на первый этаж, и в подвал», — говорит эксперт.

К примеру, на первом этаже при расчистке стен от штукатурки выяснилось, что при хозяевах дом не был оштукатурен. Это было сделано, вероятно, при губкоме РКП(б). На стенах видна «решетка» от дранки, которую используют при оштукатуривании. Изначально же прямо по дереву здесь были приклеены обои.

«На сегодня таких обоев нигде не купить, и никакая фабрика их не сделает. А если мы поклеим обои, близкие по цвету к историческим, это будет искажением истории. Решили просто вычистить стены, сделать противоаварийные работы, потому что гнилых элементов было много. Они были конструктивные, их необходимо было менять, чтобы дом стоял. Затем покрыли бесцветным маслом», — рассказывает реставратор.

бурлов5.jpg

Сохранили на объекте и подлинные двери. Они прошли полный процесс реставрации, поскольку находились в плачевном состоянии: много раз были перекрашены, бесчисленное количество раз врезались новые замки и петли.

«Мы их расчистили, некоторые двери пришлось разбирать, потому что была потеряна геометрия. Заново собрали, сделали докомпановку и прямо на объекте кистями покрасили», — признается Константин Смирнов.

Настоящая находка — показать будущим посетителям, как устроена старинная печь — ровесница дома. На первом этаже реставраторы раскрыли один из таких объектов.

«Здесь была безликая покрашенная белая стенка. А вскрыли — оказалось, там две топки, какие-то ходы, вьюшечки, каналы печные. И мы решили не закрывать это, а показать. Такой способ называется "Экспонируемый зондаж". Как устроена печь начала века, ведь никто не знает. Пока не разберешь, не увидишь», — улыбается Константин Смирнов.

Другие же печи в доме остались, как и полагается, изразцовыми. А вот в подвале реставраторами сделан камин. Из него через печь на первом этаже на крышу идет противопожарный дымоход — сэндвич-труба из нержавеющей стали. Так что все печи действующие, в том числе и камин.

oMbTHAVajSM.jpg

«Здесь тоже был не камин, а печка, вот от нее остаток. Какая мы не знаем. Когда раскапывали пространство в подвале, нашли кучу маленьких кирпичиков, остатки цоколя, изразцы, всё собрали, сохранили. И потом из этого всего собрали камин, он действующий», — говорит реставратор.

К слову, подвал дома Бурлова площадью порядка 350 квадратных метров — еще одно чудо реставрации. Он был здесь изначально, но в советское время использовалась только его половина. Специалисты приняли решение расчистить его и углубить, опять же проведя комплекс работ по приспособлению помещений. Теперь это полноценные подвальные территории.

«Подвал, который был на плане БТИ, существовал только в этой небольшой части, а всё остальное было засыпано грунтом. Вот там я ползал на четвереньках. Мы сначала вытащили грунт, потом решали вопросы с водоотведением, потому что всё топило. Под полом сейчас система дренажа, сделана гидроизоляция», — уточняет Константин Смирнов.

fyxKn2qFCc8.jpg

Фундамент и цоколь укрепили, сгнившие окладные венцы заменили, приподняв здание методом лифтинга. По периметру здания проведен кольцевой дренаж. В интерьере подвала сохранен и показан бутовый фундамент — это большие камни природного происхождения.

Каким будет назначение здания, вологжане узнают позже. Главное, что уникальный объект культурного наследия дом купца Бурлова не только сохранен, но и в полной мере раскрыт его потенциал, как и задумывали реставраторы.

Екатерина Шабалова
Другие новости по теме
15.04.2024 16:47

О восстановлении культурного наследия Вологодчины расскажут гостям в доме Левашова (12+)

Круглый стол, посвященный вопросам сохранения объектов культурного наследия, проводит Вологодское отделение Союза реставраторов России.
02.04.2024 18:49

В доме Красильникова в Вологде закончили реставрацию печей

Всего в доме 12 печей: четыре русские и восемь голландских. Реставраторам потребовалось три месяца только на восстановление их облика.
29.03.2024 18:34

Реставраторы из Вологды начали воссоздание исторического здания в центре города

Уже собран первый венец флигеля дома Засецких. В работе мастера используют образцы плотницкого инвентаря XVI–XVIII веков.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×