Курс ЦБ на 21.03: $ 84.40 € 92.46
Его останки были обнаружены ещё в 2012 году. Это была первая большая экспедиция Вологодского объединение поисковиков в урочище Вороново Кировского района Ленинградской области.
«Высота 54,1. Поисковик Лилия Гиль обнаружила останки красноармейца прямо на дороге. Помню, как она сказала мне: "Вот тут должен быть карман его гимнастёрки, значит, где-то примерно здесь должен быть и его медальон". Опускает руку и достаёт из земли медальон!" — вспоминает Александр Метелкин, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества, один из создателей и руководителей Вологодского объединения поисковиков.
Чтобы раскрыть медальон, раскрутить вложенную в него бумажку и прочитать данные бойца, требуются особые знания, умения и навыки. Александр Метелкин как раз обладает ими.
«Обычно я прошу поисковиков, обнаруживших медальоны, самим их не открывать, потому что как только внутрь попадает воздух, начинаются процессы окисления, и они идут довольно быстро. Бывало такое, что медальон, открытый несколько дней назад, превращался буквально в труху. Но у меня с собой в лагере обычно есть лаборатория, и тогда, в Воронове, мы открыли медальон сразу же. Заполнен он был карандашом», — рассказывает Александр.
Стало ясно, что бойца зовут Зияда Тусубпаев, стрелок, 1908 года рождения, уроженец Республики Казахстан, Каракалинского района Авралинского сельского совета. Адрес семьи: Бурят-Монгольская АССР, город Улан-Удэ, завод № 99, Новый посёлок, дом 101. В 1942 году призван Железнодорожным военным комиссариатом Бурят-Монгольской АССР, город Улан-Удэ.
Вологодские поисковики объявили о розыске родных красноармейца. Через год поступил звонок от женщины, которая представилась родственницей Зияды. Её попросили предоставить какое-либо подтверждение родства, как это обычно делается в подобных случаях во избежание ошибок. Телефон перестал отвечать, хотя номер существует и является действующим до сих пор. С того времени найти родных бойца или какую-либо новую информацию по нему не удавалось.
В 2024 году Александр составлял сводную таблицу по найденным бойцам, чьи данные в той или иной мере удалось установить. Он уточнял данные, анализировал собранную информацию, словом, глубоко погрузился в тему. Всего в таблице 51 человек, один из них — Зияда. И в том же году отправился на семинар РВИО в Москве, где познакомился с представителем РВИО из Улан-Удэ Михаилом Харитоновым.
«Это был как подарок судьбы: недавно работал над таблицей, вновь проверял данные по бойцу из Бурятии, и вот встречаю человека из Улан-Удэ, готового помочь, знающего структуру архивов и методику архивных поисков», — замечает Александр.
Удалось установить, что Зияда трудился до мобилизации на авиационном заводе. Журналист из Улан-Удэ Наталья Нестеренко, ныне руководитель музея этого завода, помогла найти в архиве предприятия личное дело красноармейца, а в нём — фотография бойца и адреса его родителей, его жены и семьи его жены. К сожалению, имя супруги оказалась записано неразборчиво, но вологодские поисковики надеются, что смогут найти родных бойца по имеющимся данным о её семье.
«Мы учим молодых поисковиков относиться к останкам бойцов с пониманием, что перед тобой человек. Говорим: "Представьте, что это ваш дедушка. Как вы будете обращаться с ними?" Но такие истории, когда удаётся установить имя красноармейца, семейные подробности, какие-то детали биографии, найти фотографию — это особые случаи. Это победа над беспамятством», — считает Александр Метелкин.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер