Курс ЦБ на 09.09: $ 89.82 € 99.72
Пять вологжан ежедневно становятся жертвами дистанционных мошенников. Эти данные несложно посчитать благодаря статистике: с начала года аферисты «провернули» на Вологодчине через Интернет и сотовую связь 1,5 тыс. преступлений.
Как на духу
- Я, откровенно говоря, «вляпалась», - с сарказмом констатирует пенсионерка Ирина Березнякова. – Меньше, чем за час, с моей карты сняли 88 тыс. рублей. В несколько приемов, пока на счете не осталось меньше тысячи…
История Ирины Сергеевны банальна, как и все подобные случаи. Вологжанке позвонили неизвестные, представились банкирами и сказали, что все деньги держательницы карты будут переведены в другое кредитное учреждение. Заодно спросили реквизиты. Абсолютно искренне надеясь, что не выдает никакой секретной информации, женщина сообщила номер карты, фамилию, инициалы и тот самый заветный CVV-код – трехзначное число на обороте карты.
- Знать этот код, как и PIN, не должен никто, кроме владельца, - комментирует заместитель начальника отдела «К» УМВД РФ по Вологодской области Григорий Лоскутов. – По всей видимости, кто-то сделал большое количество покупок на деньги пожилой женщины. Это легко осуществить, имея данные карты.
По словам банкиров, в такой ситуации помочь потерпевшим возместить ущерб кредитные учреждения не в силах. Вся информация о карте и операциях с ней – в открытом доступе, а потому здесь срабатывает закон: незнание не освобождает от ответственности.
35 % - бытовая техника и электроника
27 % - одежда, обувь, парфюмерия, косметика
14 % - комплектующие
10 % - поиск работы
8 % - онлайн-тренинги и вебинары
- Это общая культура, финансовая грамотность населения, - считает начальник управления прямых продаж Вологодского отделения ПАО «Сбербанк» Алексей Забегалов. – Сообщение данных карты приравнивается к волеизъявлению самого человека. Банк не может нести ответственность за действия этого гражданина.
По словам психологов, пожилые люди – самая незащищенная перед мошенниками категория людей. Даже если пенсионеры регулярно видят информацию о том, как не попасться на удочку аферистов, они часто не умеют сопоставлять эти знания с действительностью. Через минуту после получения ценных сведений они забывают о них и готовы переводить деньги по первому лживому зову.
И вот тут в игру должны вовремя вступить более молодые родственники.
- Дети пенсионеров должны проговорить с ними возможные ситуации, - советует психолог Юрий Афанасьев. – Объяснить суть манипуляции: преступник всегда старается заглушить у жертвы логику и включить эмоциональный фактор. Среди людей преклонного возраста это сделать гораздо проще. Но если чаще говорить с ними о проблеме, есть шанс, что мошенник останется ни с чем.
Двойная защита
Впрочем, от дистанционных мошенников не застрахованы и люди среднего возраста, и даже молодежь. Примерный ущерб от действий преступников на одного человека - 8-15 тыс. рублей. На лидирующих позициях в сфере дистанционных мошенничеств – социальные сети и сотовая связь. Все чаще стали встречаться преступники и на сайтах объявлений о работе.
Вологжанка Ольга проводила супруга на встречу с работодателем. Муж долго не появлялся, и встревоженная женщина решила позвонить ему.
- Супруг находился в торговом центре, куда его пригласил предприниматель, - вспоминает Ольга. – По телефону мужу сказали, что перед встречей необходимо сделать денежный перевод, а он у меня доверчивый – перевел 5 тыс. рублей, на тот момент для нас это была немаленькая сумма.
Конечно, после этого лжеработодатель бесследно исчез. Полиция установила, что номер, на который звонил мужчина, искавший работу, принадлежит оператору сотовой связи в Ростове-на-Дону. Но большего узнать не удалось. Раскрытие подобных дел – крайне сложный процесс. Преступники могут оказаться в любой точке земного шара.
- Существует множество способов промежуточных переводов, - рассказывает Григорий Лоскутов. – Все это удлиняет цепочку и затрудняет поиск преступника. Еще сложнее дело обстоит с социальными сетями – отследить мошенника практически нереально. Поэтому мы советуем сейчас следовать системе двухфазной аутентификации: подтверждать вход на страницу или в почту по смс.
И таких, говоря современным языком, «лайфхаков» много: банкиры настоятельно рекомендуют не открывать ссылки в мессенджерах (программа для обмена сообщениями), обязательно устанавливать антивирус, как на стационарный компьютер, так и на телефон, не ставить на андроиды неизвестные приложения.
Банки делают рассылки только с определенных номеров. К примеру, у «Сбербанка» два таких номера: 900 – для общения с клиентами по услуге «Мобильный банк», 9000 – по замерам удовлетворенности клиентов, через этот номер идет анкетирование.
Знай врага в лицо
У преступников нет специализированных баз данных людей и сотовых телефонов. Они перебирают номера без разбора, делают массовые рассылки. Один из десятка владельцев откликнется и станет очередной жертвой. Как правило, мошенники представляются сотрудниками банка и довольно неплохо общаются.
- Когда волна дистанционных мошенничеств только начиналась несколько лет назад, занимались этим исключительно технически грамотные и образованные люди, - говорит Григорий Лоскутов. – Теперь практически каждый обладает нужной информацией. Главное оружие мошенника - уметь разговаривать, убеждать, быть настойчивым и даже агрессивным, а для этого не обязательно иметь высшее образование.
- социальные сети;
- сотовая связь;
- мессенджеры (Viber, Watsup);
- сомнительные баннеры в сети Интернет;
- сайты бесплатных объявлений;
- онлайн-игры.
Несмотря на всю неуловимость собирательного образа мошенника, вологодские полицейские могут похвастаться рядом побед. К примеру, недавно в суд передано дело об аферисте, торговавшем несуществующими запчастями. Он исчезал после предоплаты, переведенной клиентами. В общей сложности мужчина обманул 35 человек из разных регионов.
Пресечь преступления на корню стараются и банки. Кредитные учреждения отслеживают потенциально мошеннические операции.
- Если человек совершил операцию в Москве, - рассказывает Алексей Забегалов, - а через два часа – уже в Таиланде, то мы автоматически блокируем такую карту. Мы просто делаем звонок клиенту и сообщаем об операции.
Сейчас сотрудники полиции начали рассылать по почте памятки о том, как избежать встречи с мошенниками. Все эти действия просты, но так необходимы в нашей стране: Россия занимает одну из лидирующих позиций по количеству дистанционных мошенничеств. Психологи полагают, всему виной – доверчивая русская душа.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер