Курс ЦБ на 21.01: $ 101.96 € 105.05
Современные профориентационные подходы реализуют в городских школах в новом учебном году.
Николай Андрианов много лет преподает радиоэлектронику в Вологодском колледже связи и информационных технологий. И на его счету не один День открытых дверей в учреждении.
- Чаще всего приходят родители, иногда со своими детьми, заканчивающими 9 класс, - говорит Николай Валентинович. – Вопросы задают взрослые, а подростки в это время «сидят» в телефонах. Они не представляют, что им предстоит трудиться в поте лица. А уж об осознанном выборе профессии и речи нет!
Педагог с теплотой вспоминает времена, когда молодежь настраивали на труд со средней школы. Это было сложно назвать профориентацией в привычном смысле этого слова, как такового выбора специальности не существовало.
- У нас после начальной школы началось трудовое обучение - занимались деревообработкой и слесарным делом. И уже после 8 класса мы имели четкое представление о различных видах труда. Затем проходили практику на заводе. Курс, конечно, не такой объемный, как в ПТУ, но из школы я ушел с удостоверением токаря II разряда.
А еще в голове была четкая установка: человек, чтобы обеспечить себя и реализоваться как личность, - должен работать.
- Сейчас все иначе, ребята поступают в колледж, не зная зачем. В конце августа пришел ко мне один товарищ, который на втором курсе не пожелал сдать ни зачет, ни экзамен. И просит пересдачу: «Надо бы диплом все-таки получить, да и родители заставляют. А вообще я художником хочу быть!».
Внести ясность
Положить конец привычному «авось» в профессиональных метаниях выпускников школ намерены городские власти, вологодские педагоги и представители местных предприятий и организаций. Новый учебный год во всех учреждениях образования областной столицы пройдет под знаком профориентации.
В Вологде намерены создать профессиональные кластеры, в которые войдут детские сады, школы, ссузы, вузы, предприятия и организации города.
По словам представителей городской Администрации, это логическое продолжение прошлого IT-учебного года (2017-2018 года), который показал хорошие результаты. Например, информационные технологии стали одним из самых популярных направлений обучения среди абитуриентов ВоГУ, а именно, 12 человек на место.
- В прошлом учебном году, посвященном IT-технологиям, вместе с бизнесом удалось реализовать 63 мероприятия в этой сфере: образовательных, образовательно-развлекательных и соревновательных, - говорит Мэр Вологды Сергей Воропанов. - Как итог, в нашем городе на 40 % выросло количество выпускников, сдающих ЕГЭ по информатике, а средний балл на экзамене вырос на 7 %.
Однако, несмотря на возросший интерес молодежи к естественно-математическому профилю обучения, школьники игнорируют физику при выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Поэтому вероятность поступления в вуз на технические специальности резко снижается.
Специалисты подчёркивают, что этому вопросу будет уделяться особое внимание в рамках профориентационной кампании 2018-2019 годов.
В команде
Ключевым моментом новой системы профориентации станет создание так называемых профессиональных кластеров, когда учреждения образования и потенциальные работодатели действуют в одной связке.
- В этом проекте будут участвовать детские сады, школы, учреждения среднего профессионального образования, Вологодский государственный университет и предприятия, - поясняет начальник Управления образования Вологды Ирина Гуляева. - Мы внесли изменения в образовательную программу, и год покажет, как пойдет наше сотрудничество.
Стороны будут объединяться в зависимости от профиля. К примеру, в школе № 8 еще с 1990-х годов идет подготовка по направлению «Химия/биология». За это время наработана серьезная материально-техническая база, с детьми занимаются сильные педагоги. Выпускники поступают в медицинские и химико-технологические вузы. Не было сомнений, что реализация кластера биотехнологий ляжет именно на плечи педагогов этого учреждения.
- Речь идет не только о профориентационной работе, но и об изменении учебного плана, - комментирует директор школы № 8 Ирина Михайлова. – Мы будем усиливать роль и долю химии и биологии в образовательном процессе. Будет и экскурсионное посещение предприятий. Нужно это для того, чтобы наши дети понимали, куда пойдут учиться и работать, и при этом не уезжали из Вологды, оставаясь трудиться на городских предприятиях.
Кластер машиностроения – это совокупность действий школы № 10, лицея № 32, детского сада № 89, Вологодского промышленно-технологического техникума, Машиностроительного техникума и ВоГУ. Их поддержат ВОМЗ, Вологодский подшипниковый завод, «Иммид» и другие предприятия.
Кстати, именно инженерно-техническим специальностям в год профориентации будет отдано особое предпочтение. И не случайно.
Есть цель?
- Сколько бы ни говорили о важности управленческих кадров, менеджеров, юристов и экономистов, но в реальном секторе экономики ценности создаются на станках, на оборудовании, на земле, - выражает свою позицию председатель Вологодской областной Федерации профсоюзов, член Общественной палаты Вологодской области, сопредседатель регионального штаба ОНФ Валерий Калясин. – Специалистов этого профиля сегодня не хватает. Президент РФ поставил задачу по созданию 25 млн высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Но кто их будет создавать? Конечно, не экономисты, а инженеры.
По мнению Валерия Калясина, в 90-е годы в стране переоценили роль управления денежными потоками. При этом была утрачена инженерная школа и престиж этой профессии.
- Многие оканчивают вуз или ссуз, а идут работать не по специальности, - говорит депутат Вологодской городской Думы, генеральный директор компании «Вологдаагрострой» Владимир Корытин. - Переучивать – не есть хорошо. Гораздо лучше, когда человек, окончив учебное заведение, приходит на предприятие с конкретными навыками и представлениями о работе.
Конкретики от кандидатов требуют и кадровые агентства, ведь зачастую именно эти специалисты оценивают нацеленность молодежи на работу после окончания учебных заведений, выступая посредниками между потенциальными специалистами и работодателями. Однако, по статистике, цельных выпускников не так много. Основная масса не видит сферы приложения своих знаний и умений, а в агентство обращаются в поиске любой работы.
Вопрос самоопределения – один из самых сложных для современной молодежи. Сотрудники кадровых агентств говорят, что даже выпускники вузов не в состоянии определиться с целью и направлением своей работы.
- Взять хотя бы первую строчку резюме – цель, - рассуждает директор кадрового агентства «Центр-Профи» Анна Кукушкина. – Ее редко кто заполняет, потому что не все представляют, что хотят. А ведь это едва ли не самый важный пункт. Конечно, мы не отсеиваем по этому принципу. Но в процессе разговора пытаемся выяснить, какую должность планирует получить человек. Это важно понять. Потому что работодатель не сможет угадать, успешен ли будет такой человек в его компании, подойдут ли ему предлагаемые задачи, долгим ли будет сотрудничество.
По словам работников кадровых агентств, сегодня вопрос самоопределения – один из самых сложных для современной молодежи. И хорошо, если рядом на протяжении процесса обучения будут наставники – родители, педагоги, профориентологи.
Без рамок
Работодатели уверены, что разговаривать с детьми о будущей работе нужно с 1 класса, настраивать на достойные и востребованные в городе профессии. Но стоит ли жестко ограничивать выбор ребенка определенным профилем?
- У детей очень рано обнаруживается интерес и склонность к определенному виду деятельности: художественной, музыкальной и т.д., - считает депутат Вологодской городской Думы, директор Вологодского деревообрабатывающего завода «СКДМ» Максим Петров. - Ранняя профориентация выявляет сферы интересов детей, и важно расширять представления о различных профессиях. Чем больше профессий будет знакомо ребенку, тем проще ему будет с дальнейшим выбором.
11-летняя Александра Серова развивается всесторонне. Ей одинаково хорошо даются и литература, и история, и математика, а в свободное время девочка занимается танцами.
- Определиться, какую профессию ты хочешь выбрать, очень сложно даже в старшей школе, - говорит мама Любовь Серова. – Ну, а в детском саду сделать это просто нереально! Получается, родитель должен решить за своего ребенка. Мои дети лишь пробуют себя в жизни, я не имею права их ограничивать.
- Я определилась со сферой, в которой мне нравится работать, только к 30 годам, - рассказывает о поисках себя вологжанка Марина Сизова. - Тогда у меня уже был жизненный опыт, достижения и ошибки. В университете я училась осознанно, с удовольствием, окончила с красным дипломом. Но, как оказалось, это еще не залог того, что ты нашел дело всей жизни.
По мнению психологов, только самостоятельный выбор даст результаты в будущем.
- Зачастую даже подростки не способны понять, что им ближе, не говоря уже о детях, - настаивает психолог Ольга Осипова. – Пусть это будет ранняя профориентация, но ребенок должен прийти к ответу методом проб и ошибок. Пусть его познакомят с различными профессиями, пусть дадут ему возможность попрактиковаться. Даже если он не выберет тот или иной вид деятельности, это расширит его кругозор и познания. Он поймет, что значит работать.
Сегодня все больше экспертов склоняются к мнению, что в современном мире наиболее успешны люди, не только имеющие конкретную цель, но и обладающие soft skills – гибкими навыками.
- Допустим, человек в своей узкой области очень глубокий специалист, - приводит пример преподаватель Николай Андрианов. – Но жизнь настолько динамичная, что через пять лет его сфера может стать никому не нужной. Например, хороший техник уже не может отремонтировать современный телевизор, потому что учился на других моделях. Я стараюсь смотреть все изменения в режиме онлайн. Потому что то, что вчера было нужно всем позарез, сегодня может быть выкинуто на свалку.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер