Курс ЦБ на 29.03: $ 92.26 99.71

05.09.2018

Вологодские дети начнут делать первые шаги на пути к будущей профессии с самого раннего возраста

Вологодские дети начнут делать первые шаги на пути к будущей профессии с самого раннего возраста

Современные профориентационные подходы реализуют в городских школах в новом учебном году.

 

Николай Андрианов много лет преподает радиоэлектронику в Вологодском колледже связи и информационных технологий. И на его счету не один День открытых дверей в учреждении.

- Чаще всего приходят родители, иногда со своими детьми, заканчивающими 9 класс, - говорит Николай Валентинович. – Вопросы задают взрослые, а подростки в это время «сидят» в телефонах. Они не представляют, что им предстоит трудиться в поте лица. А уж об осознанном выборе профессии и речи нет!

Педагог с теплотой вспоминает времена, когда молодежь настраивали на труд со средней школы. Это было сложно назвать профориентацией в привычном смысле этого слова, как такового выбора специальности не существовало.

- У нас после начальной школы началось трудовое обучение - занимались деревообработкой и слесарным делом. И уже после 8 класса мы имели четкое представление о различных видах труда. Затем проходили практику на заводе. Курс, конечно, не такой объемный, как в ПТУ, но из школы я ушел с удостоверением токаря II разряда.

А еще в голове была четкая установка: человек, чтобы обеспечить себя и реализоваться как личность, - должен работать.

- Сейчас все иначе, ребята поступают в колледж, не зная зачем. В конце августа пришел ко мне один товарищ, который на втором курсе не пожелал сдать ни зачет, ни экзамен. И просит пересдачу: «Надо бы диплом все-таки получить, да и родители заставляют. А вообще я художником хочу быть!».

 

Внести ясность

Положить конец привычному «авось» в профессиональных метаниях выпускников школ намерены городские власти, вологодские педагоги и представители местных предприятий и организаций. Новый учебный год во всех учреждениях образования областной столицы пройдет под знаком профориентации.

В Вологде намерены создать профессиональные кластеры, в которые войдут детские сады, школы, ссузы, вузы, предприятия и организации города.

По словам представителей городской Администрации, это логическое продолжение прошлого IT-учебного года (2017-2018 года), который показал хорошие результаты. Например, информационные технологии стали одним из самых популярных направлений обучения среди абитуриентов ВоГУ, а именно, 12 человек на место.

- В прошлом учебном году, посвященном IT-технологиям, вместе с бизнесом удалось реализовать 63 мероприятия в этой сфере: образовательных, образовательно-развлекательных и соревновательных, - говорит Мэр Вологды Сергей Воропанов. - Как итог, в нашем городе на 40 % выросло количество выпускников, сдающих ЕГЭ по информатике, а средний балл на экзамене вырос на 7 %.

Однако, несмотря на возросший интерес молодежи к естественно-математическому профилю обучения, школьники игнорируют физику при выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Поэтому вероятность поступления в вуз на технические специальности резко снижается.

Специалисты подчёркивают, что этому вопросу будет уделяться особое внимание в рамках профориентационной кампании 2018-2019 годов.

 

В команде

Ключевым моментом новой системы профориентации станет создание так называемых профессиональных кластеров, когда учреждения образования и потенциальные работодатели действуют в одной связке.

- В этом проекте будут участвовать детские сады, школы, учреждения среднего профессионального образования, Вологодский государственный университет и предприятия, - поясняет начальник Управления образования Вологды Ирина Гуляева. - Мы внесли изменения в образовательную программу, и год покажет, как пойдет наше сотрудничество.

Стороны будут объединяться в зависимости от профиля. К примеру, в школе № 8 еще с 1990-х годов идет подготовка по направлению «Химия/биология». За это время наработана серьезная материально-техническая база, с детьми занимаются сильные педагоги. Выпускники поступают в медицинские и химико-технологические вузы. Не было сомнений, что реализация кластера биотехнологий ляжет именно на плечи педагогов этого учреждения.

- Речь идет не только о профориентационной работе, но и об изменении учебного плана, - комментирует директор школы № 8 Ирина Михайлова. – Мы будем усиливать роль и долю химии и биологии в образовательном процессе. Будет и экскурсионное посещение предприятий. Нужно это для того, чтобы наши дети понимали, куда пойдут учиться и работать, и при этом не уезжали из Вологды, оставаясь трудиться на городских предприятиях.

Кластер машиностроения – это совокупность действий школы № 10, лицея № 32, детского сада № 89, Вологодского промышленно-технологического техникума, Машиностроительного техникума и ВоГУ. Их поддержат ВОМЗ, Вологодский подшипниковый завод, «Иммид» и другие предприятия.

Кстати, именно инженерно-техническим специальностям в год профориентации будет отдано особое предпочтение. И не случайно.

DSC_2646.JPG

 

Есть цель?

- Сколько бы ни говорили о важности управленческих кадров, менеджеров, юристов и экономистов, но в реальном секторе экономики ценности создаются на станках, на оборудовании, на земле, - выражает свою позицию председатель Вологодской областной Федерации профсоюзов, член Общественной палаты Вологодской области, сопредседатель регионального штаба ОНФ Валерий Калясин. – Специалистов этого профиля сегодня не хватает. Президент РФ поставил задачу по созданию 25 млн высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Но кто их будет создавать? Конечно, не экономисты, а инженеры.

По мнению Валерия Калясина, в 90-е годы в стране переоценили роль управления денежными потоками. При этом была утрачена инженерная школа и престиж этой профессии.

- Многие оканчивают вуз или ссуз, а идут работать не по специальности, - говорит депутат Вологодской городской Думы, генеральный директор компании «Вологдаагрострой» Владимир Корытин. - Переучивать – не есть хорошо. Гораздо лучше, когда человек, окончив учебное заведение, приходит на предприятие с конкретными навыками и представлениями о работе.

Конкретики от кандидатов требуют и кадровые агентства, ведь зачастую именно эти специалисты оценивают нацеленность молодежи на работу после окончания учебных заведений, выступая посредниками между потенциальными специалистами и работодателями. Однако, по статистике, цельных выпускников не так много. Основная масса не видит сферы приложения своих знаний и умений, а в агентство обращаются в поиске любой работы.

Вопрос самоопределения – один из самых сложных для современной молодежи. Сотрудники кадровых агентств говорят, что даже выпускники вузов не в состоянии определиться с целью и направлением своей работы.


- Взять хотя бы первую строчку резюме – цель, - рассуждает директор кадрового агентства «Центр-Профи» Анна Кукушкина. – Ее редко кто заполняет, потому что не все представляют, что хотят. А ведь это едва ли не самый важный пункт. Конечно, мы не отсеиваем по этому принципу. Но в процессе разговора пытаемся выяснить, какую должность планирует получить человек. Это важно понять. Потому что работодатель не сможет угадать, успешен ли будет такой человек в его компании, подойдут ли ему предлагаемые задачи, долгим ли будет сотрудничество.

По словам работников кадровых агентств, сегодня вопрос самоопределения – один из самых сложных для современной молодежи. И хорошо, если рядом на протяжении процесса обучения будут наставники – родители, педагоги, профориентологи.

 

Без рамок

Работодатели уверены, что разговаривать с детьми о будущей работе нужно с 1 класса, настраивать на достойные и востребованные в городе профессии. Но стоит ли жестко ограничивать выбор ребенка определенным профилем?

- У детей очень рано обнаруживается интерес и склонность к определенному виду деятельности: художественной, музыкальной и т.д., - считает депутат Вологодской городской Думы, директор Вологодского деревообрабатывающего завода «СКДМ» Максим Петров. - Ранняя профориентация выявляет сферы интересов детей, и важно расширять представления о различных профессиях. Чем больше профессий будет знакомо ребенку, тем проще ему будет с дальнейшим выбором.

11-летняя Александра Серова развивается всесторонне. Ей одинаково хорошо даются и литература, и история, и математика, а в свободное время девочка занимается танцами.

- Определиться, какую профессию ты хочешь выбрать, очень сложно даже в старшей школе, - говорит мама Любовь Серова. – Ну, а в детском саду сделать это просто нереально! Получается, родитель должен решить за своего ребенка. Мои дети лишь пробуют себя в жизни, я не имею права их ограничивать.

- Я определилась со сферой, в которой мне нравится работать, только к 30 годам, - рассказывает о поисках себя вологжанка Марина Сизова. - Тогда у меня уже был жизненный опыт, достижения и ошибки. В университете я училась осознанно, с удовольствием, окончила с красным дипломом. Но, как оказалось, это еще не залог того, что ты нашел дело всей жизни.

По мнению психологов, только самостоятельный выбор даст результаты в будущем.

- Зачастую даже подростки не способны понять, что им ближе, не говоря уже о детях, - настаивает психолог Ольга Осипова. – Пусть это будет ранняя профориентация, но ребенок должен прийти к ответу методом проб и ошибок. Пусть его познакомят с различными профессиями, пусть дадут ему возможность попрактиковаться. Даже если он не выберет тот или иной вид деятельности, это расширит его кругозор и познания. Он поймет, что значит работать.

Сегодня все больше экспертов склоняются к мнению, что в современном мире наиболее успешны люди, не только имеющие конкретную цель, но и обладающие soft skills – гибкими навыками.

- Допустим, человек в своей узкой области очень глубокий специалист, - приводит пример преподаватель Николай Андрианов. – Но жизнь настолько динамичная, что через пять лет его сфера может стать никому не нужной. Например, хороший техник уже не может отремонтировать современный телевизор, потому что учился на других моделях. Я стараюсь смотреть все изменения в режиме онлайн. Потому что то, что вчера было нужно всем позарез, сегодня может быть выкинуто на свалку. 

Екатерина Шабалова
Оставьте свой комментарий
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×