Курс ЦБ на 17.02: $ 90.31 € 94.89
Единое билетное меню, маршруты разной длины, комфортные пересадочные пункты – к чему приведет новый виток в модернизации системы общественного транспорта Вологды?
С конца 2016 года в городе идет перестройка работы общественного транспорта. Она касается обновления автопарка, внедрения принципов доступной среды, развития маршрутной сети и графика движения автобусов. Работа идет с учетом предложений бизнеса, общественных экспертов и самих пассажиров.
Взялись за старое
Все автобусы, идущие в противоположную сторону, исчезают с лона земли и обратно не возвращаются. Так звучит один из трех законов ожидания, сформулированных американским писателем Джоном Коркораном. Наверное, все пользователи общественного транспорта хотя бы раз ловили себя на подобной мысли.
В Вологде соблюдение автобусами графиков движения, внешний вид и техническое состояние машин – застарелые проблемы отрасли. Именно они привели к тому, что за 15 лет пасажиропоток на маршрутах в черте города снизился в 3,5 раза и продолжает падать. С другой стороны, неуклонно увеличивается количество личных авто. Сегодня на тысячу жителей региона приходится 113 машин.
- Это тревожный показатель, - комментирует заместитель Мэра Вологды, начальник Департамента городского хозяйства Антон Мусихин. - Для сравнения: в Москве он всего в три раза больше. И власти города вводят ограничительные меры для владельцев автомобилей. Такие действия связаны с экологией, комфортом транспортных потоков и эффективным расходованием бюджетных средств. Понятно, что с ростом числа машин увеличиваются и затраты на содержание дорог.
Сегодня в Вологде, как и других городах мира, делают ставку на общественный транспорт. Он эргономичен и в идеале приносит в казну деньги. Главное – сделать его конкурентоспособным по отношению к личным автомобилям. Как? Единого ответа нет, потому что свое влияние на систему оказывает историческая планировка города, взаимоотношения между игроками рынка и другие факторы.
Учесть все нюансы позволяет комплексный подход. В октябре 2016 года в городской Администрации была создана рабочая группа, объединившая муниципальных и частных перевозчиков. Для многих людей, занятых в этой сфере, такой союз казался невозможным. Причина - конфликты ПАТП-1 и некоммерческих организаций, связанные с обслуживанием маршрутов и ценами на проезд.
Прицел на будущее
- Муниципальное предприятие должно присутствовать на рынке пассажироперевозок, но оно может быть и не монополистом, - отметил Мэр Вологды Андрей Травников в одном из своих первых интервью. - Ему необходимо задавать тон по ценовой политике и качеству обслуживания населения, работая на основных маршрутах или части из них. Это нормальные конкурентные отношения, которые на руку пассажирам.
В подтверждение этих слов частные перевозчики провели обновление своего автопарка. 15 новых машин, в том числе и пять ярко-розовых «ПАЗ-Вектор» уже вышли на линию. До конца года будут приобретены еще столько же единиц техники.
Проводится и капитальный ремонт машин после 5-7 лет эксплуатации.
- Мы полностью восстанавливаем кузов, - говорит директор ООО «Вологдатранс» Сергей Люлин. – Меняем каркас и облицовку, перестилаем пол, ставим новые стеклопакеты, улучшаем систему отопления. Можно сказать, что собираем автобусы заново.
Второй момент, воплощенный в жизнь благодаря сотрудничеству муниципальных и частных перевозчиков, - единая система мониторинга общественного транспорта. Сейчас программа еще дорабатывается, но в перспективе специалисты смогут контролировать график движения по всей маршрутной сети. Следующим шагом станет ее привязка к программе «Яндекс. Транспорт». Она позволит жителям планировать свое время, отслеживая автобусы и троллейбусы на нужных маршрутах.
Кстати, все машины в Вологде будут ходить по единому расписанию. Сейчас документ составляют эксперты кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства ВоГУ.
Конечный продукт
Все нововведения – это взаимосвязанные шаги, предпринятые для создания целостной системы общественного транспорта в Вологде. На завершающем этапе ее необходимо сделать максимально ориентированной на пассажиров, считают представители общественности.
- Существующая в городе маршрутная сеть сформирована скорее под перевозчиков, - говорит куратор фестиваля «Дни архитектуры в Вологде» Александр Дуднев. - Они определяли, сколько маршрутов нужно, какое расписание вводить, какой подвижной состав выводить на маршруты. Наши эксперты проанализировали работу общественного транспорта и внесли ряд рекомендаций. Они легли в основу разработанного нами проекта «Новый общественный транспорт в Вологде».
Эксперты предложили избавиться от дублирующих рейсов, упростить схему движения, введя маршруты разной длины - магистральные, районные и местные. При такой организации на части направлений появятся пересадки, но они для пассажиров должны быть бесплатными. Остановки или пересадочные пункты должны быть удобными и чистыми, на каждой из них необходимо разместить поминутное расписание, схемы движения, информацию о тарифах и особенностях оплаты. Сама стоимость билета может варьироваться в зависимости от длительности проезда.
- Общественный транспорт не должен конкурировать между собой, он должен бороться за пассажира, - считает транспортный аналитик, эксперт фестиваля «Дни архитектуры» Аркадий Гершман, посетивший наш город в январе этого года. – И самое главное в этой борьбе – билетное меню. Если пассажир будет долгое время ждать на остановке «свой» автобус или троллейбус, то в конечном итоге пересядит на личный автомобиль или велосипед. Поэтому важно, чтобы один вид билета и проездного был действителен у всех перевозчиков. За сбор платежей и прозрачное перераспределение между перевозчиками должен отвечать муниципалитет.
Проект уже представили городским властям и бизнес-сообществу. Инициатива общественников была встречена хорошо, но предложение о финансовом контроле со стороны власти предприниматели восприняли по-разному. Одни видят дополнительные рычаги давления, другие - способ устранить ситуации на линии, когда один перевозчик «подрезает» другого, чтобы быстрее развезти людей и получить максимальную выручку.
- Мне понравилась инициатива, с которой выступили общественники, - говорит Мэр Вологды Андрей Травников. – Есть несколько инфраструктурных вопросов, которые требуют доработки, но в целом считаю, что это абсолютно правильная стратегия. Она выдержана именно в том ключе, который мы вместе выбрали для развития системы общественного транспорта.
Поэтапная реализация предложенной концепции начнется в 2018 году. К этому времени в Вологде должен полностью завершиться процесс создания единого диспетчерского управления и расписания общественного транспорта.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер