Курс ЦБ на 08.01: $ 101.68 € 106.10
Исследования, проводимые этим летом на ул. Ударников, 2–4, приблизили начальника Вологодского отряда Северорусской археологической экспедиции Игоря Кукушкина к пониманию градостроительной ситуации в исторической части города.
Как отдыхали и торговали в Городище
Участок на ул. Ударников, где Игорь Кукушкин проводит раскопы с 1994 года, — территория древнего Вологодского городища. Это уже десятый по счету раскоп на данной территории. Именно там в 2015 году была найдена первая в Вологде берестяная грамота. За почти 30 лет археолог сделал много важных для истории города выводов. Однако именно сезон-2022 он называет переломным.
«Он наконец-то приблизил нас к пониманию градостроительной ситуации, которая имела место в исторической части города в целом. Первый вывод — у Вологды сложная непростая градостроительная история, которая менялась с изменением палеорельефа. Ведь когда первые поселенцы пришли сюда, рельеф был совершенно другим. То, что мы сейчас видим, — это результат деятельности за семь с лишним веков, что вологжане тут прожили», — резюмирует начальник Вологодского отряда Северорусской археологической экспедиции, начальник отдела АУК ВО «Вологдареставрация» Игорь Кукушкин.
Палеорельеф, если говорить простыми словами, — это древний рельеф. Группе Игоря Кукушкина удалось восстановить некоторые его участки. По словам археолога, это важно, потому что для средневековых поселений выбирали места, удобные для жизни, ведения хозяйства, а кроме того, безопасные. Именно такое место было выбрано для основания Вологды.
«Второй важный вывод в том, что этот раскоп нам если не открыл, то еще раз показал, что планировка города менялась, менялось функциональное назначение территории, ее социальная значимость. Это можно проследить на примере нашего раскопа на ул. Ударников. Первоначально это была некая площадка, к западу от которой располагался или овраг, или русло ручья. Рельеф был неровный. Сначала здесь находилось открытое общественное пространство. Очень условно я называю его торговой площадью. Об этом позволяет судить характер находок, которые из этого древнейшего слоя происходили», — говорит археолог.
Время освоения этого участка специалист относит к последним десятилетиям XIII века — началу XIV века. По его словам, на самой площадке в то время не было жилой застройки, хотя, немаловероятно, что пространство было ею окружено. Рельеф самой площади был неудобен для того, чтобы ставить здесь жилые дома. А вот для гуляний, развлечений и торговли место было вполне приемлемым.
«Я бы сказал, что народ здесь в то время, как сейчас говорят, тусовался. Кроме вещей, связанных с торговлей, в этом слое найдены различные игры, забавы, предметы для развлечений. На этом пространстве осуществлялись и торговля, и сделки, и веселье. Здесь проводили свободное время и дети, и взрослые», — отмечает Игорь Полиевктович.
Время защиты
Во второй половине XIV века для Вологды возникают внешние угрозы, и овраг, обнаруженный здесь археологами, начинает играть роль рва. Строится фортификационная система. На склоне рва вбивается частокол — частик и надолбы. Это не капитальная крепостная стена, а одно из предкрепостных укреплений, которые и были найдены археологами в прошлом сезоне и этим летом.
«То есть сначала это было общественное пространство, но потом в связи с тем, что рельеф стал позволять делать укрепления на этой территории, появилась одна из линий укреплений. Существенных находок в слое укреплений очень мало в отличие от древнейшего слоя, когда народ здесь забавлялся. Хотя отложения слоя были — это в первую очередь щепа. По всей видимости, укрепления перестраивались, возобновлялись, ремонтировались, поэтому щепы много. Неоднократные ремонты и реконструкции укреплений отмечены в летописях — мы летописные данные подтвердили археологически. Кроме щепы, строительных остатков, там много навоза, то есть, по всей видимости, перед крепостью гуляла скотина. Даже нашли один из колокольцев, который использовали для домашних животных», — поясняет Игорь Кукушкин.
В середине XVI века, когда строилась крепость Ивана Грозного, городище было уничтожено — срыто. Археологи читают в этом слое запустение — он фактически пустой. Участок был заброшенным в период со второй половины XVI до начала XVII века. А вот к концу XVII — началу XVIII века здесь появляется настоящая улица — мостовая.
«Эти все этапы истории были зафиксированы в десятом раскопе. Все предыдущие этапы мы как бы подбирались к таким выводам. Было много вопросов, почему, к примеру, нет слоя XVI–XVII веков. Этот раскоп для понимания дал очень важные выводы. И это план работы для осмысления, для анализа, доказательств, интерпретации, уточнения датировок», — говорит археолог.
Загадка ювелирных весов
Одной из самых неожиданных находок в этом раскопе были ювелирные весы скандинавского типа, которыми могли взвешивать как драгоценности, так и монеты. Как утверждает Игорь Полиевктович, такие появились на Руси во второй половине IX века и пришли к нам из Северной Европы. Бытовал такой предмет на протяжении X–XI веков и связан был с варяжским периодом истории Руси. Монеты в то время учитывались не по номиналу, а по весу. Но в XI веке необходимость использования весов исчезла, как и сами весы.
«Дело в том, что в XI веке поток серебра на Руси фактически иссяк. Своих серебряных месторождений на Русской равнине не было, и сейчас нет. К нам серебро и серебряные монеты поступали из Западной Европы и с Востока. Но с нашествием татаро-монгол и появлением рыцарских орденов на западных рубежах все пути были перерезаны. Серебра не стало. Потому и взвешивать было нечего. XIII–XIV века — это безмонетный период истории Руси. Мы не знаем, чем пользовались в то время — деньги могли быть меховыми, кожаными. И тут вдруг в Вологде, в слое, который датируется концом XIII — началом XIV века, мы находим весы скандинавского типа, которые вышли из употребления 150–200 лет назад. Это было очень неожиданно, поскольку ни IX, ни X, ни XI веков в истории Вологды нет», — повествует Игорь Кукушкин.
По окончании раскопок специалисты начали искать аналоги и нашли их в Великом Новгороде. Оказывается, весы подобного типа продолжали использовать в древнерусских городах. Великий Новгород не был затронут татаро-монгольским нашествием, и у него сохранились торговые отношения с западными странами. Очевидно, поэтому и весы сохранились как инструмент.
«А учитывая то, что Вологда являлась волостью новгородской, это относительно благоприятное торговое состояние Новгорода передавалось тем территориям, которыми он владел. И Вологде в этом плане немного повезло. Город начинает расцветать. Территория свободная, не разорена. Она не испытала того давления, которое испытали южные и центральные земли на Руси. Вологодчина для того времени существовала вполне приемлемо, об этом говорит археология. Мы нашли два янтарных крестика того времени, стеклянные браслеты и другие украшения, ювелирные весы. Вот сколько выводов мы вытянули из одной лишь находки», — подчеркивает Игорь Полиевктович.
Специалист не исключает, что вопрос о находке ювелирных весов он поднимет на одной их археологических конференций.
Ценные данные
Еще одной интересной находкой стала берестяная грамота № 2, на которой археологи обнаружили слово из ненормативной лексики. Подобные были найдены в Новгороде, Старой Руссе.
Также ценны деревянные находки: бытовые вещи, игрушки. Например, кубари, или волчки, деревянный лук, стрелы, деталь от пращи — кожаное изделие в виде прямоугольного отрезка с продольными разрезами. Праща — метательное оружие, но, по мнению Игоря Кукушкина, в данном случае использовалась как обучающая детская игрушка.
«Мы ее обнаружили не во время раскопок, а уже при разборе коллекции с улицы Ударников. Это период камеральной обработки, когда идентифицируем, датируем, пробуем объяснить происхождение, судьбу владельца. Этот этап не менее интересен и важен, чем сами раскопки», — отмечает археолог.
Этим летом Игорь Кукушкин работал и на ул. Мира, 15, в связи с возобновлением реставрации здания на этом месте. Вдоль современной улицы Мира шла стена крепости Ивана Грозного, часть которой и удалось обнаружить в раскопе.
«Мы убедились в ранее сделанных выводах о размерах крепости — это огромные крепостные сооружения. Подтвердилось, что под улицей Мира крепость не только под фундаментом этого дома — мы нашли крепость на участках вне Мира, 15. То есть крепостная стена — под улицей, по которой мы идем. Кроме того, на этом месте была огромная глухая башня 20 метров по фасаду, которая выходила на Золотуху. В 2013 году мы нашли фасад этой башни. А в этом году нашли боковую стену», — рассказывает Игорь Полиевктович.
Интересный факт открыт археологом: в XVII веке в башне располагался кабак. В подтверждение этому в культурном слое были найдены многочисленные фрагменты керамической посуды и стеклянной тары.
В 2013 году на ул. Мира, 15, был открыт фундамент крепости и законсервирован. Как считает Игорь Кукушкин, его можно было бы музеефицировать — оставить открытым и устраивать показ для вологжан и гостей города. Но воплощение этой задумки будет зависеть от владельца здания.
Также археолог отметил, что зимой специалисты начнут писать научный отчет, в котором и найдут отражение все выводы по археологическому сезону этого года.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер