Курс ЦБ на 29.02: $ 91.87 99.45

06.11.2022 Культура

Вологодские реставраторы «возвратили к жизни» картину «Лукреция» XVII века

Вологодские реставраторы «возвратили к жизни» картину «Лукреция» XVII века До и после реставрации

В апреле этого года художник-реставратор Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря Юлия Шелкова закончила большую работу по «возвращению к жизни» картины «Лукреция», созданной, предположительно, голландским мастером XVII века. О некоторых секретах своего кропотливого труда и тонкостях реставрации Юлия Евгеньевна согласилась рассказать читателям «Вологда.РФ».

Юлия Шелкова пришла работать в Вологодский филиал Центра Грабаря как хранитель, но затем ремесло реставратора настолько её вдохновило, что она решила связать свою жизнь с этой профессией. Основам реставрационного дела Юлия обучалась у мастеров-наставников в реставрационных мастерских Вологодского государственного музея-заповедника и в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Реставрация полотна «Лукреция» из фондов Вологодской областной картинной галереи — одна из последних её крупных реставрационных работ.

Приключения «Лукреции»

Кстати, именно в процессе реставрации удалось уточнить название произведения: на картине изображена героиня древнеримской легенды об изгнании из Рима династии этрусских царей (конец VI в. до н. э.).

– Два года назад в Вологодскую областную картинную галерею обратилась владелица картины, предположительно XVII века, которая хотела бы, чтобы эта картина после её смерти (она уже в возрасте) находилась бы не в частных руках, а в музее, в экспозиции и была доступна для зрителей, — рассказывает Юлия Евгеньевна. — Со слов владелицы, картина попала в Москву как трофей Великой Отечественной войны и была изначально в золоченой богатой раме, висела на стене, в доме. Но потом почему-то — может быть, потому, что сюжет на этой картине достаточно печальный, — владелица сняла холст с подрамника, свернула в рулон и убрала на антресоли. И так картина, видимо, очень долгое время хранилась просто в рулоне и так же в рулоне приехала в картинную галерею.

С голландским художником XVII — начала XVIII века Герардом де Лерессом, чьё авторство подразумевалось, картину связывала только надпись с его именем, расположенная на тыльной стороне.

– В ходе выполнения реставрационных работ были проведены исследования грунта с красочным слоем, показавшие, что живопись имеет двухслойный грунт, небольшое количество красочных слоев и выполнена с использованием пигментов, которые употреблялись в XVII веке, в частности, таких, как азурит, смальта, киноварь, — поясняет художник-реставратор. — Так что картина вполне могла быть создана в XVII веке, но вот авторство, приписываемое Герарду де Лерессу, кроме надписи на дублировочном холсте, ничем больше не подтверждается. Поэтому, пока не сделана атрибуция памятника, вопрос авторства остаётся открытым.

Вологодские методы

Вологодские реставраторы славятся тем, что практикуют необычные методы реставрации...

Я бы не назвала эти методы необычными. Мы работаем по методикам ВХНРЦ имени академика Грабаря и не имеем права эти методики нарушать. А вообще всё зависит от того, в каком веке создана работа. Если это XIX, XVIII век и раньше, когда ещё соблюдались традиции и технология старых мастеров, то работа идёт проще, потому что мы работаем с рыбьим клеем.

Почему рыбий клей? И пользуетесь ли вы ещё какими-то аутентичными техниками, может быть, материалами?

– Рыбьим клеем старые мастера выполняли проклейку холста, готовили на этом клее грунт, и уже на подготовленный грунт накладывалась живопись. Поэтому при реставрации таких картин мы и работаем с рыбьим клеем. Он аутентичен и максимально подходит для того, чтобы укрепить картину, чтобы картина и дальше жила ещё сто лет без реставрационного вмешательства. Также используем в тонировании натуральные пигменты: охры, земли. Но основной инструмент реставратора — это скальпель. При помощи скальпеля мы замешиваем грунты, работаем с прорывами, укладываем волокна реставрационного холста в места утрат авторского холста и делаем многое другое.

Когда памятник поступает на реставрацию, мы проводим предреставрационные исследования, чтобы понять, по каким причинам происходит разрушение, какие есть проблемы, и уже на основании этих исследований разрабатываем реставрационную программу работ. Эта программа утверждается на заседании реставрационного совета, который затем отслеживает работу реставратора. Все решения по реставрации принимаются коллегиально.

А сколько времени уходит на восстановление одной картины?

– Зависит от размера. Если это средний формат, например, то примерно два года. Мы работаем параллельно с несколькими картинами, и эти картины у нас находятся на разных этапах. После каждого этапа картина должна восстановиться, отдохнуть, ведь каждое реставрационное вмешательство — это стресс для картины, она тяжело его переживает и по-своему болеет. Мы должны дать ей возможность восстановиться, привыкнуть к новому состоянию.

Пейзаж с видом на фабрику

Юлия Евгеньевна, над чем вы сейчас работаете?

– У меня в работе несколько памятников, ведь наш Вологодский филиал работает со всеми областными музеями: и с Устюжной, и с Тотьмой, и с Череповцом, с Великим Устюгом, с Вытегрой. В данный момент, например, я занимаюсь очень необычным пейзажем «Вид Красавинской фабрики» середины XIX века из фондов Великоустюгского музея-заповедника. Полотно в своё время было атрибутировано сотрудниками музея. Согласно их атрибуции, автором является непрофессиональный художник Вильгельм Менк, имевший родственные связи с тогдашними владельцами фабрики. Пейзаж интересен тем, что весьма информативен в бытовом, историческом плане и выполнен с настоящей немецкой дотошностью. По сравнению с реставрацией «Лукреции» работа над пейзажем не настолько сложная, но всё равно приходится проводить трудоёмкие технические процессы, убирать следы предыдущей реставрации, утоньшать пожелтевший лак, восстанавливать утраты живописи.

С какими сложностями сталкиваются реставраторы?

– В процессе работы с памятником ты вдруг определяешь, что на картине находятся записи, которые ранее под плотным слоем лака не просматривались совершенно. И тогда нужно уже выполнять дополнительные исследования живописи и уточнять нашу реставрационную программу, то есть определять, как работать с самой живописью, как и что делать с этими записями — убирать ли их полностью, оставлять ли или убирать частично и так далее.

Следы времени

Картина после реставрации должна выглядеть как новая?

– Мастерство реставратора состоит в том, чтобы сохранить временной облик картины, чтобы видимые следы прожитых лет, её жизнь, связь даты её создания с современностью не разрушились. Она должна выглядеть, как старая живопись, но при этом должна жить, то есть не разрушаться. Мы должны сохранять вот эту патину времени, и мы стараемся это делать. Например, когда работаем с лаковым покрытием, с авторским, никогда не убираем его до конца, всегда оставляем авторский лак.

Не обидно ли, что труд реставратора широкая публика редко оценивает, отдавая должное всё-таки в первую очередь художнику?

– Художник — творец, он создаёт картину. Когда зритель приходит в музей, он должен ценить художника. Для реставратора большое счастье, если зритель действительно видит живую картину и благодаря реставратору может этого художника воспринять. Нам очень важно, чтобы после реставрации наше вмешательство в картину вообще было незаметно для зрителя.

Алексей Кудряшов
Другие новости по теме
27.02.2024 11:47

Вологжан приглашают на встречу с реставратором Владимиром Новосёловым (12+)

О второй жизни памятников деревянного зодчества расскажет реставратор Владимир Новосёлов. Встреча пройдет 2 марта в библиотеке «Книжный экспресс».
21.02.2024 14:12

Все изразцовые печи восстановят в доме Засецких в Вологде

Проект Фонда сохранения культурного наследия Вологодской области «Сохранение изразцовых печей в доме Засецких» стал победителем конкурса на получение государственных грантов Вологодской области в сфере культуры.
25.01.2024 11:36

Реставраторы приступили к внутренней отделке дома Красильникова в Вологде

Команда мастеров ведет работу сразу по нескольким направлениям. Часть специалистов задействована в обустройстве сантехнического оборудования. Параллельно с этим идет дополнительное утепление стен. Это необходимо сделать, поскольку дом не обшит снаружи. Несмотря на использование современных материалов, одной из главных задач мастеров по-прежнему остается сохранение максимального количества подлинного материала.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×