Курс ЦБ на 15.04: $ 93.44 99.73

27.01.2022 Общество

«Она постоянно приходила на вокзал Вологды встречать эшелоны из блокадного Ленинграда, надеясь увидеть кого-то родного или знакомого»…

«Она постоянно приходила на вокзал Вологды встречать эшелоны из блокадного Ленинграда, надеясь увидеть кого-то родного или знакомого»… Фото: образывойны.рф

Машинист паровозов Николай Коновалов из Вологды спас немало жизней советских бойцов, вывозя их с линии фронта. А его супруга Клавдия Сергеевна в годы войны ходила встречать составы, прибывающие из блокадного Ленинграда. Среди изможденных людей она пыталась найти своих родных-ленинградцев, и, каждый раз не находя их, передавала спасенным теплые вещи и продукты.

Осколки памяти

О жизни и рядовом подвиге своих дедушки и бабушки рассказала Наталья Осовская, инспектор по особым поручениям Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Вологодской области, майор полиции.

- Жалею, что мало расспрашивала дедушку, мало говорила со старшими родственниками. Только теперь понимаю, насколько ценны их воспоминания, - признается Наталья.

Но на самом деле в ее семье сохранено немало: целая подборка фотографий, а также документы, например, трудовая книжка ее дедушки Николая Порфирьевича. Он родился 15 декабря 1913 года в Вологодском районе неподалеку от поселка Перьево. В те годы крестьяне из ближних к Вологде деревень активно переезжали в город. Вот и семья Коноваловых тоже переехала.

1.jpg

- Дедушка окончил школу семилетку № 8 при станции Вологда Северной железной дороги. Что интересно, в юности дедушка в качестве вожатого ездил с ребятами в пионерский лагерь. После окончания школы он выбрал профессию машиниста. Железная дорога тогда бурно развивалась, и, возможно, именно поэтому его привлекла данная специальность. Вообще дедушка постоянно учился на каких-то курсах, потому что ему в принципе нравилось учиться. Он и нам, внукам, позже старался привить эту страсть к знаниям. Постоянно повторял, как это важно - учиться, учиться и еще раз учиться! - вспоминает Наталья.

В 1936 году Николай Порфирьевич окончил техническую школу по подготовке младшего начсостава пограничной и внутренней охраны НКВД, а также окончил курс оружейных мастеров.

2.jpg

Ленинградка

В 1940 году Николай Порфирьевич отправился в город на Неве, куда его откомандировали на средне-технические курсы при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. В северной столице он встретил свою судьбу - Клавдию Сергеевну Суворову (в девичестве Горчакову). В Ленинграде молодые люди и поженились, а затем прожили там вместе один год. Наталья Осовская рассказывает:

- У бабушки до встречи с дедом судьба складывалась очень непросто. Первый ее муж был военным, погиб при невыясненных трагических обстоятельствах. Сын-первенец умер от пневмонии. Бабушка трудилась наборщицей на 2-й Типографии Государственного объединенного научно-технического издательства им. Евг. Соколовой. Была спортсменкой. Есть даже фотография, где она выступает на соревнованиях. Знаете, в те годы спортсмены носили такие смешные трусы? Так вот бабушка в таких спортивных трусах как раз и запечатлена на этом снимке.

Фото трусы_page-0001 (2).jpg

За два месяца до начала войны Николай привёз молодую жену в Вологду. Супруги проживут в нашем городе всю дальнейшую жизнь, но Клавдия Сергеевна так и останется ленинградкой, не сможет до конца ассимилироваться в провинции.

- Многое бабушку удивляло. Например, в семье, где росла Клавдия Сергеевна, было принято садиться за стол вместе, причем завтрак, обед, ужин обязательно красиво накрывали. Ну а в семье деда обычно ели, кто когда хотел-успевал. Бабушка старалась соблюсти свои обычаи. Так если она готовила, казалось бы, банальную селедку под шубой, она все равно обязательно по-особенному выкладывала блюдо на тарелку. Сохраняла голову и хвост сельди и формировала «рыбину». Кстати, мы до сих пор в нашей семье соблюдаем именно такую «бабушкину» форму подачи блюда на стол, - замечает Наталья.

Также Клавдия Сергеевна умела скромно, но красиво одеться, насколько это было возможно в те трудные годы. Она носила беретку, подкрашивала губы, и ее помада до сих пор хранится у внуков и правнуков в качестве семейной реликвии.

- «Золотой человек» - так вспоминали мою бабушку, - рассказывает Наталья. - Добрая, заботливая, гостеприимная, готовая помогать людям, щедрая. Также она была наделена прекрасным чувством юмора. Мамины подруги могли доверить ей свои девичьи секреты, бабушка давала им советы, могла выручить деньгами.

Боевые паровозы

Семейную идиллию прервала война. Поскольку Николай Порфирьевич был машинистом, он не подлежал призыву, однако на фронте бывал не раз. В феврале 1943 года на станции Вологда сформировали колонну паровозов особого резерва № 43 НКПС.

3_pages-to-jpg-0001.jpg

Личный состав колонны составлял 500 человек, причём половина из них - женщины. Начальником колонны был Тонких Б.В., заместителем начальника - Судаков И.А. (к сожалению, здесь и далее расшифровать инициалы железнодорожников по открытым источникам нам не удалось. - Прим. ред.). Машинистом - инструктором был назначен как раз Николай Коновалов. Тяговый подвижной состав - 30 паровозов серии Э.

Ветеран М. Олейник, бывший помощником машиниста паровоза, вспоминал: «Спецформирование в основном состояло из работников Северной железной дороги. Тут были и пожилые специалисты, и восемнадцатилетние девушки. Возвращали на железную дорогу фронтовиков. Меня отозвали с Волховского фронта и направили пом. машиниста паровоза».

Из Вологды в прифронтовую полосу колонна впервые отправилась 8 марта 1943 года.

- Дедушка всегда говорил, что война в кино и книгах - это не та война, что была на самом деле. Рассказывал, какими страшными были бомбёжки. Да, дед не брал в руки оружие, зато был связующим звеном между тылом и фронтом, направляя поезда к линии фронта с техникой, продовольствием, всем необходимым для войск, а обратно уезжал с эвакуированными жителями, раненными бойцами. В редкие моменты его рассказов о войне он вспоминал, что часто приходилось вести поезд под бомбежками. Иногда приходилось останавливать локомотив и отцеплять последние вагоны, которые попали под обстрел и уже были объяты пламенем, чтобы не допустить потери всего состава, - делится Наталья Осовская.

Примерно такие же воспоминания оставил и ветеран М. Олейник: «Самым опасным для нас были бомбёжки. Гибли люди. Вспоминается, как наша бригада вела поезд с танками к станции Льгов. Немцы с воздуха засекли движение состава. Пять раз принимались бомбить, но машинист Пётр Матвеевич Ремнов умело вёл поезд. Бомбы в цель не попадали. В 4 часа утра подъехали к Льгову. Входной семафор был закрыт. Немецкие самолёты на бреющем полёте снова начали бомбить, но с паровоза никто не ушёл. Одна бомба разорвалась метрах в 20 от него. Петра Матвеевича убило осколком. Его похоронили тут же, у семафора. Были ранены Н.И. Котов, Н.А. Смирнов. Тяжело раненный И.И. Кибаров скончался в госпитале…»

ОРКП-43 прошла по рельсам войны от Вологды до Польши (Познань) и Пруссии. Были на ее боевом пути Московско-Донбасская, Юго-Западная железные дороги, Латвия. После Победы над Германией ОРКП-43 водила поезда по Китайско-Чаньчуньской ж/д до Порт-Артура. Расформировали колонну в Челябинске в мае 1946 года. Среди бумаг Николая Порфирьевича хранится наверняка бывшая очень дорогой его сердцу справка о боевом пути ОРКП-43.

Screenshot_4.jpg

Победители

Пока супруг пропадал в боевых командировках, Клавдия Сергеевна растила детей - двух сыновей.

- Про старшего сына, дядю Валеру, родившегося всего через неделю после начала войны, бабушка говорила, что «сохранила» его, то есть спасла от голода и болезней. Дедушке давали паек как железнодорожнику, но там были в основном продукты, которые ребенку нельзя. Бабушка меняла их на молоко, творог. Бабушка и дедушка были статными людьми, а дядя Валера так на всю жизнь и остался невысоким, жилистым, поджарым. Видимо, как и многим детям войны, ему не хватало витаминов и питательных веществ, чтобы нормально вырасти, - рассказывает Наталья.

Клавдия Сергеевна оставила в Ленинграде всю свою семью и в годы войны постоянно ходила на вокзал, встречая эшелоны из блокадного города в надежде увидеть кого-то родного или знакомого.

- Она постоянно брала с собой продукты, еду и раздавала ее эвакуированным голодным людям. Ее брат Леонид Сергеевич Горчаков в Ленинграде был водителем и вывозил жителей города по легендарной Дороге жизни. Все они чудом пережили страшные годы блокады, а Леонид Сергеевич после окончания войны также спасал жизни ленинградцев, правда, работая уже на скорой помощи, - поведала Наталья.

3.jpg

Медленно, но неумолимо война близилась к завершению. Согласно выписке из приказа Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) от 25.11.44 Николаю Коновалову присвоили звание инженера-капитана тяги. После войны он стал заместителем начальника, начальником колонны № 30 и № 2 по технической части в Австрии.

- Там наши железнодорожники восстанавливали разрушенное в годы войны. Приводили в порядок пути сообщения. Об Австрии дедушка ничего не рассказывал. Он вернулся на Вологодчину только в 1948 году, а на следующий год появилась на свет моя мама, - говорит Наталья.

В мирное время Николай Порфирьевич продолжил работать на железной дороге. Воспитывал внуков. Как участник войны ходил на встречи с школьниками. Очень много читал.

- В нашей памяти он остался очень трудолюбивым, интеллигентным, образованным человеком, но сдержанным на эмоции. В его доме всегда были книги, он делал выписки из них, все анализировал. Помню, как я ходила за книгами для него в библиотеку. Дедушка был щедрым. Всегда нам, детям, давал какую-нибудь денежку на наши детские расходы, - вспоминает Наталья.

Клавдия Сергеевна ушла из жизни в 1967 году, и через какое-то время Николай Порфирьевич вновь женился.

- Я люблю мою неродную бабушку Тамару Васильевну. Она была прекрасным человеком. Дедушка с бабушкой брали меня с собой на базу отдыха «Торово» под Череповцом, и я помню, как сильно они меня баловали. У бабушки Тамары Васильевны не было своих детей, и она приняла меня как родную внучку. Когда она умерла, дед вдруг сказал: «Я больше жить не буду». И прожил без нее не более двух лет, хотя обладал отменным здоровьем, - рассказывает Наталья.

Николай Порфирьевич практически не успел побыть пенсионером. Выйдя на заслуженный отдых, он вплоть до 1989 года работал сторожем во вневедомственной охране при ОВД Советского райисполкома. (К слову, сейчас эта охрана входит в состав Управления Росгвардии по Вологодской области, где и служит его внучка). Спустя всего несколько месяцев после ухода с этой последней работы Николай Профирьевич умер.

- Это было особое поколение, и мы будем хранить о нем память, и постараемся передать ее уже нашим детям и внукам. Пусть гордятся своими победителями, - завершает беседу Наталья.

Наталья Мелехина
Другие новости по теме

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×