Курс ЦБ на 19.04: $ 94.09 100.53

18.04.2022 Общество

Изабелла Леденцова: «Долгое время имя Христофора Леденцова было в забвении. Я счастлива, что о нем вновь заговорили»

Изабелла Леденцова: «Долгое время имя Христофора Леденцова было в забвении. Я счастлива, что о нем вновь заговорили»

В семье Леденцовых продолжают чтить традиции знаменитого предка — купца, мецената и учредителя одного из первых фондов в поддержку науки Христофора Леденцова. Потомки посвящают себя науке, искусству и добрым делам. Корреспонденту «Вологда.рф» удалось встретиться с Изабеллой Леденцовой, которая на пару дней приехала в областную столицу.

Сначала расскажите немного о себе. Откуда вы приехали и кем приходитесь Христофору Леденцову?

- Я приехала из Санкт-Петербурга, и я жена правнука Христофора Семёновича Леденцова Николая Николаевича Леденцова. Он доктор физико-математических наук, профессор и член-корреспондент Российской академии наук.

Бывали ли вы в Вологде раньше?

- Да, я была в Вологде в детстве, потом мы приезжали с Николаем Николаевичем на Леденцовские чтения вместе с нашими младшими детьми Александром и Марией. Это были замечательные встречи, прекрасные выступления студентов, аспирантов и преподавателей.

Мы с вами находимся в Детской музыкальной школе № 1. В XIX веке в этом здании располагалась Вологодская городская Дума, где в качестве городского головы заседал Христофор Леденцов. Вызывают какие-то эмоции эти стены?

DSC_3724.JPG

- Меня переполняют чувства… Так хорошо, что здесь царит музыка. Ведь музыка — это тоже наука. Радует, что в этом месте теперь не просто какое-то государственное учреждение.

Каким был Христофор Семёнович в тот период его жизни?

- Для него было важно, чтобы деньги работали и приносили пользу. Поэтому даже когда они прогуливались с Серафимой Николаевной (жена Христофора Леденцова. – Прим. ред.), у них в кармане всегда было 100 рублей. Для того времени это были большие деньги, зарплата у людей была 20 рублей. Если они видели, что в Вологде что-то не так, они доставали деньги из кармана и требовали отчет, чтобы это было сделано.

После долгих лет работы в Вологде Христофор Леденцов переезжает в Москву, где ему впервые приходит мысль открыть Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений. Как вы думаете, что его натолкнуло на это?

- Он переехал в Москву, когда умерла Серафима Николаевна. Там нашел единомышленников — академиков, профессоров, которые могли развивать науку в разных направлениях. Лаборатории Лебедева, Менделеева, Ушакова, Вернадского — все были поддержаны Леденцовским обществом.

Каким вам представляется Леденцов?

- Христофор Семёнович был настоящим патриотом своей страны. Ему не нужно было говорить, что надо любить свою страну, он просто делал всё возможное для ее улучшения. Из рассказов историков мне очень запомнилось то, с каким уважением он относился к людям. И то, как относился к своим детям: в меру строго, но справедливо. Меня поразило то, что детей не довозили прямо до школы, а высаживали неподалеку, и они вместе с другими учениками шли пешком. Они были на равных со всеми, ничем не выделились, несмотря на статус отца и имеющийся капитал. И, конечно, у Леденцова было особенно трогательное отношение к своей жене, с огромным уважением. И это очень важно, ведь на их нелегкую долю выпала смерть маленьких детей. Семья Серафимы Николаевны была не менее известная в Вологде — Белозеровы. На деньги Белозеровых были построены церкви, они много занимались благотворительностью.

А у вас сохранились какие-то семейные реликвии?

- К сожалению, ничего не осталось. Максимилиан Христофорович (сын Христофора Леденцова. – Прим. ред.) за свой дворянский титул, который ему был дарован, и дружбу с царской семьей, в сталинское время был репрессирован. Николай Максимилианович (внук Христофора Леденцова. – Прим. ред.), отец моего мужа, который родился в 1905 году, тоже был репрессирован с отцом. Дедушку моего мужа спасти не удалось, отец спасся, всю жизнь преподавал в инженерном институте в Ленинграде, был доцентом. Максимилиан Христофорович был директором народных училищ Тифлисской и Ставропольской губерний, тоже много сделал для России.

Стараетесь сохранять традиции Христофора Леденцова в семье?

DSC_3747.JPG

- В детстве Николай Николаевич очень много рассказывал детям про Христофора Семёновича, поэтому они много знают о его жизни и деятельности. В нашей семье много ученых, музыкантов, я сама звукотерапевт. Девиз Христофора Семёновича был: «Наука, труд, любовь и довольство». Довольство — это делать что-то не ради себя, а во благо другим. Наши дети делают много добрых дел. Мария сейчас как волонтер помогает переселенцам, младший сын принял у себя семью.

Как говорят историки, Христофор Семёнович очень любил читать, а его библиотека насчитывала тысячи томов. Как в вашей семье?

- У нас в семье было три тысячи томов. Больше двух тысяч я отдала в библиотеки. Оставила те книги, к которым хочется вернуться, взять в руки. В нашей семье все дети читают. Младший сын в детстве читал, наверное, пару книг в день. Бывало, утром он говорил: «Мама, мне нечего читать», хотя полный дом книг. Я бежала на площадь Восстания, там у нас был круглосуточный магазин, вбегала, а мне там говорили: «Что, опять Николаю нечего читать?»

К 180-летия со дня рождения Христофора Леденцова в Вологде сняли фильм о его жизни и деятельности. Вы посмотрели его одной из первых. Как вам?

- Несколько раз прямо до слез. Всё вибрировало. В фильме настолько грамотно и глубоко проработана вся история. Показана и социальная направленность деятельности Христофора Семёновича, и в чем смысл науки, по его мнению, и Леденцовское общество. И, конечно, прекрасная игра актёров, великолепная. Всеволод Чубенко настолько вписался в образ. Мы после фильма с ним поговорили, он с таким пиететом отнесся к роли. Мы не знаем, каким на самом деле был Христофор Семёнович, можем только судить по фотографиям.

Ваша семья ведь тоже участвовала в съемках?

- Съемочная группа приезжала к нам домой и четыре часа записывала интервью с Николаем Николаевичем. Вы в фильме могли видеть портрет Христофора Семёновича, это у нас дома. Также у нас есть портреты Максимилиана Христофоровича и Николая Максимилиановича. Их писал наш друг, замечательный художник Михаил Сергеевич Мельников-Серебряков.

В Вологде учреждена медаль «За поддержку науки, образования, культуры и инноваций имени Христофора Леденцова». Также в этом году появилась премия его имени, которая направлена на поддержку молодежи, занимающейся наукой. Что вы об это думаете?

- Вы знаете, долгое время имя Христофора Леденцова было в забвении. И я счастлива, что сейчас о нем вновь заговорили. Очень здорово, что премия учреждения именно для молодых ученых, которым нужна поддержка в исследованиях. Не за то, что они уже что-то сделали, а для того, чтобы провели исследования и принесли пользу обществу.

Карина Ершова

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×