Курс ЦБ на 28.04: $ 91.78 98.03

Первый на Вологодчине ресурсный класс для детей с аутизмом показывает свою эффективность уже за полгода работы

Первый на Вологодчине ресурсный класс для детей с аутизмом показывает свою эффективность уже за полгода работы

В классе, который существует с сентября 2021 года на базе школы № 39 Вологды, учатся четыре ребенка. Ребята уже выходят на физкультуру к сверстникам в регулярные классы, а в их поведении за пять месяцев обучения многое изменилось.

Невозможное возможно

Идея открыть ресурсный класс принадлежит активным родителям. Они изучили практику работы с детьми с аутизмом и решили - ничего невозможного нет.

- Ресурсный класс, как методика, работает в России с 2013 года, - говорит координатор проекта Дарья Куприянова. - Ее впервые внедрил Центр проблем аутизма в Московской школе № 1465. Смысл методики в том, что дети с аутизмом или другими особыми образовательными потребностями зачисляются в обычные классы. Но пока ввиду имеющихся барьеров - чаще поведенческих - они не могут быть включенными в среду нормотипичных сверстников, ребята обучаются индивидуально и в мини-группах при помощи ресурсной зоны.

- Ресурсный класс - не класс, как таковой, а кабинет, - поясняет учитель-дефектолог, педагог ресурсного класса Юлия Субботина. - Это территория, где ребенок «набирается ресурса». Она поделена на зоны. К примеру, есть зона для индивидуального обучения, групповой работы. А есть сенсорная зона - это оборудование и средства для разгрузки и снятия напряжения.

От замысла до реализации прошло около двух лет, признаются родители. Пандемия существенно замедлила процесс, но вологжане, воспитывающие детей с аутизмом, не сдавались. Они обратились за помощью в региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.

- На одном из собраний нашего отделения был поднят вопрос дальнейшего обучения ребят с РАС (расстройства аутистического спектра) после окончания детского сада, - говорит председатель организации Сергей Кузьмин. - Сегодня в детских садах имеется опыт работы с нашими детьми, а с инклюзией в школах дела обстоят гораздо хуже.

Пионеры

Презентацию работы модели ресурсного класса сначала провели в Департаменте образования области, а в дальнейшем - в Управлении образования Вологды.

- Руководство города пошло навстречу, - говорит мама одного из учеников Светлана Ковалёва. - Нам предложили школу № 39 в качестве площадки - в этой школе не первый год работают с детьми с ОВЗ.

- Мы начали изучать опыт других регионов, - вспоминает директор школы № 39 Марина Знайкова. - Обратились за консультацией в Воронежскую школу, где есть такой класс.

В качестве помещения для применения методики предложили класс информатики, который пустовал.

- Ресурсный класс для детей с РАС на базе школы № 39 - это первый опыт для города и региона, - подчеркивает руководитель отдела общего и дополнительного образования Вологды Ольга Бандяк. - На средства муниципального бюджета сделан ремонт ресурсного класса, закуплена мебель, приняты на работу специалисты: тьюторы, психолог, логопед.

Пока решались организационные моменты, обучение по этой модели в Московском институте психоанализа прошла одна из мам - Дарья Куприянова, которая и стала руководить всем процессом развития ресурсного класса в школе.

- Также был заключен договор и организована работа куратора по прикладному анализу поведения (ПАП) для функционирования модели РК в его «чистом» виде, проведена работа с администрацией школы и учителями регулярных классов, в которых закреплены все ребята, - рассказывает Сергей Кузьмин.

Проводник в школьном мире

Одним из самых сложных моментов стал поиск тьюторов для детей. Это помогающие специалисты - индивидуальные педагоги. У каждого ребенка - свой тьютор.

- Тьютор помогает ребенку включиться в образовательный процесс, - говорит Дарья Куприянова. - С помощью тьютора нетипичному ученику предоставляется типичная окружающая среда. Тьютор реализует индивидуальную программу навыков и развития ребенка. Основное правило тьютора - не делать ничего того, что ребенок может сделать сам. А если что-то вызывает затруднение, ресурсно-тьюторская команда адаптирует материал для конкретного ученика.

Все четыре тьютора прошли и сейчас проходят несколько различных обучающих программ. Одна из них - «Включи меня», разработанная Центром проблем аутизма, обучение по этой программе продлится до 10 марта.

Педагог-психолог, тьютор Виктория Ивакина пришла на работу в ресурсный класс по объявлению. Ранее у неё уже был опыт работы с детьми с ОВЗ.

- Это достаточно сложная эмоционально работа, - не скрывает Виктория Александровна. - Но очень радуют успехи ребенка. Я, например, замечаю, что с сентября у него стало больше просьб, они стали более распространенными. Был такой момент - один мальчик подошел и взял за руку другого. И, вроде, они не знают, что делать дальше, но это уже попытка коммуникации.

Организовывает работу тьюторов учитель ресурсного класса, педагог-дефектолог Юлия Субботина. Она взаимодействует с классными руководителями - каждый ребенок закреплен за регулярным классом, в котором учатся обычные дети.

- Если мы готовим ребенка к выходу на какой-то урок в класс, то мне нужно обсудить с учителем - какого формата будет этот урок, подготовить материалы, - отмечает Юлия Игоревна. - Также я провожу уроки у детей в ресурсном классе, на которых они отрабатывают навыки, которые потребуются им на уроках в регулярных классах, - выходить к доске, поднимать руку.

Часто ребята не знают, как выразить недовольство, сказать о своем состоянии. Вместо этого они могут, например, закричать. Поэтому для таких детей академические навыки не стоят на первом месте. Главная задача - подготовить школьников к обычной жизни в обществе, научить социально приемлемому поведению.

- Да, у них в принципе обычный набор школьных предметов: русский язык, математика, окружающий мир, физкультура, музыка, ИЗО. Но мы проходим программу с учетом индивидуальных особенностей детей.

Учебный день в ресурсном классе выстроен следующим образом. С 8:30 до 9:30 с детьми работают тьюторы по индивидуальной программе. После пятиминутной перемены начинаются занятия в группах. Каждый урок длится 15 минут.

- Мы доводим до критерия: 15 минут ребенок должен сидеть без нежелательного поведения перед выходом в регулярный класс. И так три урока. Потом первоклассники идут в столовую, учатся строиться, рассаживаться, уносить за собой посуду. Затем у них занятия с дефектологом, психологом, логопедом.

Если ребёнок устал, для него психолог может провести занятие по снятию напряжения: порисовать песком, попрыгать на фитболе, залезть в палатку, полежать в сухом бассейне.

Включение учеников с РАС на уроки в регулярные классы происходит в индивидуальном порядке. Как только ребенок освоил навык «спокойно заниматься на протяжении 15 минут» в мини-группе, он идет на урок в класс. Один из ребят уже выходил на урок по окружающему миру. Также все школьники взаимодействуют со сверстниками из своих классов тем или иными способом: ходят к ним на перемену, угощают в дни рождения, играют на физкультуре.

Первые успехи

В ресурсном классе у вологжанки Светланы Ковалевой учится семилетний сын Савелий. Он окончил детский сад № 111 компенсирующего вида и к 1 классу уже умел читать.

- Было волнительно, переживала, как он адаптируется. Но Савелий достаточно быстро привык. Одна из родительниц как-то сказала, что в этой школе даже стены добрые - настолько лояльно и бережно относятся к детям здесь, начиная с вахтера у дверей школы. А главное - всего за несколько месяцев ребенок стал лучше общаться, повзрослел.

По словам Светланы, многие обращаются к родителям детей ресурсного класса с вопросом: а можно ли туда попасть? Зачислить именно в этот класс уже нельзя. Но можно попытаться создать свой на базе других школ. Опытные педагоги и мамы готовы помочь советом. Да и куратор ПАП высоко оценивает результаты работы РК на данный момент.

- Опыт общения получают не только учителя, но и другие дети и даже их родители, - говорит председатель РО ВОРДИ Сергей Кузьмин. - Так люди учатся принимать «других», не похожих на них самих. В этом и состоит инклюзия.

Добавим, в школах Вологды обучается более 70 детей с расстройством аутистического спектра.

Екатерина Шабалова
Другие новости по теме
14.01.2022 15:41

Тьютора для первого в регионе ресурсного класса для детей с аутизмом ищут на Вологодчине

Специалист должен сопровождать ребенка в учебном заведении и на школьных мероприятиях, проводить индивидуальные занятия по отдельной программе.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×