Курс ЦБ на 04.11: $ 97.55 € 106.14
В августе 1971 года в гостиницу «Вологда» заселились двое прибывших поездом гостей. Один из них, по паспорту Андрей Фёдорович Мартинс, почти не говорил по-русски. Теперь уже можно рассказать, что это был самый успешный советский агент в британских спецслужбах Ким Филби. Зачем легенда разведки прибыл в Вологду?
О том, кто на самом деле этот человек, знали, помимо сопровождающего, только начальник Управления КГБ по Вологодской области и его зам. Никто и предположить не мог, что посланный их встречать сотрудник тоже в конце концов догадается, кто перед ним.
Лишь полвека спустя история эта была рассекречена, и проницательный сотрудник наконец согласился рассказать нам о подробностях той удивительной встречи.
Человек-легенда
Гарольд Адриан Рассел Филби (1912–1988) родился в Индии, в семье британского чиновника. Родители дали ему прозвище Ким в честь героя одноимённого романа Киплинга.
Воспитывался бабушкой в Англии. Во время учёбы в Кембридже, в 1933 году, перспективный британец был завербован советским разведчиком-нелегалом Арнольдом Дейчем и стал одним из знаменитой «Кембриджской пятёрки» — ядра сети советских агентов в Великобритании.
Работал журналистом под прикрытием, потом занимал руководящие посты в британских спецслужбах, одновременно выполняя задания советской разведки. Только за время Второй мировой войны передал в Москву 914 важнейших документов, а своим главным успехом называл информацию о планах гитлеровцев на Курской дуге.
В 1951 году после разоблачения двух членов «пятёрки», бежавших в СССР, Филби пришлось завершить карьеру в британских спецслужбах, и он стал работать журналистом ряда английских изданий в Ливане. В 1963 году Лондону удалось получить новые доказательства сотрудничества Филби с советской разведкой, и англичанин на нашем торговом судне был срочно эвакуирован из Бейрута в Советский Союз.
Под именем Андрея Мартинса стал консультантом Службы внешней разведки (СВР). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов и др.
И вот этот человек-легенда в 1971 году прибыл в Вологду. Причём, как оказалось, не в первый раз.
Мимоходом
В своих мемуарах, написанных в Петербурге в 1993 году, Николай Петрович Чурсинов (с декабря 1963-го по октябрь 1980-го — начальник Управления КГБ СССР по Вологодской области) поведал о том, как однажды осенью 1966 года ему вдруг позвонил старый знакомый по фамилии Абрамов. Сказал, что работает сейчас с Филби, а тот высказал желание отдохнуть где-нибудь — поохотиться, порыбачить. Поскольку сам Абрамов из нашего Устья-Кубенского, то он предложил свозить Филби в свои родные края — на Вологодчину.
Путь из Москвы лежал проездом через Вологду, и Абрамов попросил обеспечить секретность и безопасность Филби на этом участке. Чурсинов тут же сориентировался и в ответ предложил живой легенде пообщаться в Управлении КГБ с избранными сотрудниками, на что Филби согласился. Правда, Абрамов посоветовал слишком не утомлять знаменитого разведчика расспросами — тот всё равно не вправе рассказать всей правды, да и настроение не то: Филби отчаянно скучал по семье, которую вынужденно оставил в Англии.
«По прибытии гостя я собрал руководящий состав в своём кабинете, — вспоминает Николай Чурсинов. — Филби действительно выглядел уставшим. Он поздоровался, кратко ответил на несколько вопросов, и тут я прервал встречу, сказав, что у гостя ещё длинная дорога в Устье… Тепло попрощались».
Получается, в первое своё посещение Вологды Филби наш город и не увидел. Логично, что в следующий и последний свой приезд в августе 1971-го знаменитый разведчик, которого всё ещё скрывали под завесой секретности, захотел получше познакомиться со столицей этого запавшего ему в душу края.
Экскурсия под грифом «секретно»
- Меня вызвал к себе заместитель начальника Управления КГБ Гапонцев, — рассказывает подполковник в отставке Юрий Шпрыгов. — Сказал, не называя фамилий, что приезжают двое наших коллег-разведчиков, надо бы встретить их, организовать экскурсию по городу, но языком особо не трепать.
Около 10 утра Шпрыгов на служебной «Волге» подрулил к гостинице «Вологда». Вскоре появились двое гостей в лёгкой летней одежде. Один из них — Андрей, как его представили, — не говорил по-русски, а второй был переводчиком из СВР, он попросил называть себя Виктором Георгиевичем.
Шпрыгову «Андрей» показался знакомым: цепкая память чекиста тотчас выявила сходство гостя с легендарным Кимом Филби, снимок которого им показывали во время учёбы в Киевской школе КГБ. Но, помня приказ руководства помалкивать, оставил свои догадки при себе.
Поскольку никаких пожеланий, что бы посмотреть, гости не изъявили, Шпрыгов решил действовать по собственному плану — благо сам вологжанин, и у него был комсомольский опыт проведения экскурсий.
- Я хотел прежде всего показать им вологодскую старину, — признаётся Юрий Николаевич. — Поэтому перво-наперво повёз к памятнику 800-летию Вологды. Посмотрели центр, а потом поехали в Спасо-Прилуцкий монастырь.
Филби, который поначалу был холоден и недоверчив, постепенно оттаял. Чтобы угодить гостю, Шпрыгов сделал остановку на улице Мальцева, 16, где в 1918-м размещалось британское посольство, и это окончательно растопило лёд.
Потом побывали у домика Петра I, посетили речной порт — Шпрыгов рассказал, что у другого знаменитого разведчика Рудольфа Абеля, которого Филби прекрасно знал, отец работал на реке Сухоне.
- Насчёт отца Абеля — чистая правда, - говорит Юрий Шпрыгов. — Я от него самого это узнал, когда он приезжал в школу КГБ в Киев читать нам лекцию. Стал расспрашивать, откуда мы, я сказал, что из Вологды, он и обрадовался. А, говорит, это где река Сухона? Знаю, у меня отец там работал.
«Андрей» вёл себя как обычный турист и зачастую просил сфоткать его на фоне достопримечательностей. В гостиницу «Вологда» вернулись часам к трём — гости заторопились к поезду.
- Когда я докладывал Гапонцеву о том, как прошёл день, не смог удержаться, сказал, что вроде узнал по фото, кого возил по городу, — вспоминает Юрий Николаевич. — Он и подтвердил: это действительно был Ким Филби.
Помимо Вологды, Филби побывал тогда и в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Астрахани и даже в Сибири. И всё это — в обстановке строгой секретности: СВР беспокоилась за его безопасность.
По словам Юрия Шпрыгова, «Андрею» так понравилась Вологда, что легендарный разведчик пообещал приехать сюда ещё раз.
Не довелось…
Автор благодарит за помощь пресс-службу УФСБ России по Вологодской области.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер