Курс ЦБ на 05.05: $ 91.69 € 98.56
При фотографировании в инфракрасном диапазоне полотна из собрания Архангельского краеведческого музея «Дом, где жил И. В. Сталин, находясь в ссылке в Вологде в 1911 году», написанного в 1934 году основателем Вологодского отделения Союза художников РСФСР Николаем Ширякиным, на обратной стороне под слоем масляной краски обнаружилось перевернутое изображение Богородицы с младенцем.
Как полагают специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря, художник, испытывая нехватку холстов и желая использовать обе стороны попавшей ему в руки более ранней картины, сам записал оборот серой краской. С исследуемым полотном работает стажер из Архангельского филиала Центра Грабаря Татьяна Кратирова.
«При съемке в ИК-диапазоне излучения на этапе предреставрационных исследований видны рисунок, реставрационные вмешательства и, как произошло в нашем случае, нижележащее изображение под поздней прописью. В XX веке художники часто использовали обе стороны холста из-за нехватки материалов. Например, это было частой практикой для авангардиста Роберта Фалька, чья двусторонняя работа также поступила на реставрацию в мастерскую масляной живописи», — рассказали в Реставрационном центре имени Грабаря.
Уточним, что Роберт Рафаилович Фальк (1886–1958) — советский живописец, самобытно соединивший в своём творчестве пути русского модерна и авангарда, один из самых известных художников еврейского театра, ставший для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей эпохи живописи, мостом между искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
Известным художником был и автор картины с «домиком Сталина» в Вологде Николай Михайлович Ширякин (1885–1952). Он родился в подмосковной Коломне в семье токаря по металлу, образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1914 г. Одним из педагогов Ширякина в училище был известный живописец Константин Коровин.
В годы Гражданской войны Николай Михайлович воевал на стороне Красной армии, а после демобилизации с 1920 г. работал педагогом в Вологодском педагогическом техникуме (ныне — Вологодский педагогический колледж), одновременно создавая пейзажи и портреты земляков. Как считают критики, талант Ширякина-пейзажиста раскрылся в лирических полотнах, передающих красоту природы Севера с ее грустью и своеобразной палитрой, но всё же основным для себя живописец избрал портретный жанр. Именно за успехи в создании портретов Ширякина премировали на первой краевой выставке художников Северного края.
В 1940 г. по инициативе Николая Ширякина было организовано Вологодское отделение Союза художников РСФСР, первым председателем которого он стал.
В годы Великой Отечественной войны Ширякин писал плакаты, пытался создать большие композиционные полотна на тему войны, вел работу пропагандиста в госпиталях, устраивал художественные выставки. В одном из военных госпиталей Николай Михайлович организовал художественную студию для выздоравливающих. Там же художник написал свыше 15 портретов бойцов и командиров Советской армии.
Умер художник 3 апреля 1952 г. в Вологде и похоронен на Горбачёвском кладбище. Основные произведения живописца вошли в коллекции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодской областной картинной галереи, Череповецкого музейного объединения.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер